Рабочая программа по литературному чтению, тематическое планирование


урока

Дата


Тема урока

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

При-меча-ния

п/п

урок

план

факт


Произведения фольклора (6 часов)


Ученик должен:

- знать элементы книг;

- пользоваться различными видами пересказа;

- устанавливать связи, объяснять тему; главную мысль текста;

- кратко характеризовать основную мысль произведения, героев, отношение авторов к героям.

- высказывать (объяснять) свое отношение к прочитанному произведению.


Ученик должен уметь:

- читать осознанно, правильно, целыми словами;

- выразительно читать вслух стихотворения и отрывки из прозы;

- выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту;

- пересказывать и рассказывать произведения по плану;


Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

- жанры произведший фольклора (сказы, легенды, предания, былины, сказки);

- основные элементы книг;

работать с текстом произведения:

- определять тему произведения;

- оценивать и называть поступки героев, оценивать мотивы поступков;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном;

- рассказывать былины;

- выполнять устные и письменные творческие работы;



1

1



Былины. Былина «Волх Всеславович»



2

2



Слушание и работа с детскими книгами. Былины «Вольга Святославович», «Святогор».


Хрест

3

3



Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»



4

4



Библейское предание. «Блудный сын»



5

5



Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»



6

6



Обобщение по разделу



Мифы (4 часа)



7

1



Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар».



8

2



Славянский миф «Ярило Солнце».



9

3



Древнеиндийский мифы «Творение, Создание ночи»



10

4



Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиг стрелка И».

Обобщение по разделу. Проверь себя.

Темати-ческий

Хрест

Книги Древней Руси (3 часа + 1час: пр.р.)



11

1



«Повести временных лет». Отрывок из жития «О князе Владимире»


.

12

2



Похвала «Деятельность Ярослава». «Поучение Владимира Мономаха детям».



13

3



Слушание и работа с детскими книгами. Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»


Хрест

14

4



Проверочная работа «Навык чтения вслух».

Текущий


Басни. Русские баснописцы (5 часов)

15

1



И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей»


Ученик должен:

- называть, приводить примеры сказок – народных и литературных; стихов из круга детского чтения; жанры детской художественной литературы (сказка, стихотворение, басня,);

- использовать словари и справочники;

- знать элементы книг;

- устанавливать связи, объяснять (называть): тему; главную мысль текста и соотносить ее с заглавием;

- соотносить содержание текста с иллюстрациями;

- определять структуру текста;

- кратко характеризовать основную мысль художественного произведения, героев произведения, отношение авторов к героям.

- высказывать свое отношение к прочитанному произведению.


Ученик должен уметь:

- читать осознанно, правильно, целыми словами;

- выразительно читать вслух программные стихотворения;

- ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту;

- определять тему и жанр незнакомой книги;

- работать со справочной литературой.


Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

- сказки народные и литературные

- литературные произведения (стихи, басни, рассказы, пьесы, баллады, пьесы-сказки, очерки, мифы);

- основные элементы книг;

работать с текстом произведения:

- определять тему произведения, структуру;

- оценивать и называть поступки героев, оценивать мотивы поступков;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения;

- самостоятельно готовить выразительное чтение произведения, используя средства выразительности;

выборочный пересказ;

- рассказывать сказки и былины;

- выполнять устные и письменные творческие работы (творческое рассказывание произведения или отдельных эпизодов, мини-сочинения о герое, о важных событиях, отзывы о произведении или книге, аннотации);

- самостоятельно работать с энциклопедиями, словарями, справочниками



16

2



И.И. Хемницер «Друзья». А.Е. Измайлов «Кукушка». Проверочная работа «Выразительность чтения»

Текущий


17

3



И.А. Крылов «Осел и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет». С.В. Михалков «Слово о Крылове».



18

4



Слушание и работа с детскими книгами. И.И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».


Хрест

19

5



Проверь себя.

Темати-ческий



В.А. Жуковский (3 часа)



20

1



В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».



21

2



В.А. Жуковский. Волшебная сказка «Спящая красавица».



22

3



В.А. Жуковский. Слушание и работа с детскими книгами. Сказка «О царе Берендее…»




А.С. Пушкин (3 часа+1час: пр.р.)



23

1



Стихи. А.С. Пушкин «Осень», «Зимняя дорога».



24

2



А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»



25

3



Проверочная работа «Сформированность учебной и читательской деятельности».

Текущий


26

4



Из «Воспоминаний В.И. Даля». Обобщение по разделу.



М.Ю. Лермонтов (4 часа)



27

1



Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус».



28

2



М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «Утес». Проверочная работа «Выразительность чтения»

Текущий


29

3



М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»



30

4



Обобщение по разделу. Проверь себя

Темати-ческий



П.П. Ершов (3 часа)



31

1



П.П. Ершов «Конек-Горбунок»



32

2



П.П. Ершов «Конек-Горбунок»



33

3



П.П. Ершов «Кто он?». Литературный диктант.

Текущий


В.М. Гаршин (5 часов)

Ученик должен:

- называть, приводить примеры сказок – народных и литературных; рассказов из круга детского чтения; жанры детской художественной литературы;

- использовать словари и справочники;

- знать элементы книг;

- пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их.

- устанавливать связи, объяснять (называть): тему; главную мысль текста и соотносить ее с заглавием;

- соотносить содержание текста с иллюстрациями;

- определять структуру текста;

- выявлять связи внутри текста.

- кратко характеризовать основную мысль художественного произведения, героев произведения, отношение авторов к героям.

- высказывать (объяснять) свое отношение к прочитанному произведению.

Ученик должен уметь:

- читать осознанно, правильно, целыми словами;

- выразительно читать вслух программные отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

- ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на смысловые части и составлять простой план;

- пересказывать и рассказывать произведения по плану;

- определять тему и жанр незнакомой книги;

- работать со справочной литературой.

Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

- произведения фольклора, сказки народные и литературные (бытовые, о животных, волшебные);

- литературные произведения;

- основные элементы книг;

- виды книг: учебные, справочные, художественные, научно-популярные;

работать с текстом произведения:

- определять тему произведения, структуру (построение произведения);

- оценивать и называть поступки героев, оценивать мотивы поступков;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения;

- определять рассказчика произведения и различать понятия «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор – герой произведения»;

- читать осознанно и выразительно;

- самостоятельно готовить выразительное чтение произведения, используя средства выразительности;

- составлять подробный, краткий и выборочный пересказ;

- выполнять устные и письменные творческие работы;

- самостоятельно работать с энциклопедиями, словарями, справочниками



34

1



В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее»



35

2



В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее»



36

3



В.М. Гаршин Сказка «Лягушка-путешественница»



37

4



Слушание и работа с детскими книгами. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» стихотворение «Пленница»


Хрест

38

5



Обобщение по разделу. Детские журналы и газеты




Произведения русских писателей о детях (3 часа)



39

1



Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»



40

2



Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»



41

3



Слушание и работа с детскими книгами. К.М.Станюкович «Максимка»


Хрест


Произведения зарубежных писателей (6 часов+2часа: пр.р.)



42

1



В. Гюго «Козетта»



43

2



В. Гюго «Козетта»



44

3



Проверочная работа «Начитанность и читательские умения»

Итого-вый


45

4



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»



46

5



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»



47

6



Х.К. Андерсен «Самое невероятное», «Дети года».



48

7



Проверочная работа «Навык чтения вслух».

Итого-вый


49

8



Слушание и работа с детскими книгами, журналами и газетами. Произведения Х.К. Андерсена «Девочка со спичками». К.Г. Паустовский «Великий сказочник».


Хрест


Л.Н. Толстой (4 часа)



50

1



Л.Н. Толстой. Быль «Кавказский пленник»



51

2



Л.Н. Толстой. Быль «Кавказский пленник»



52

3



Л.Н. Толстой. Быль «Кавказский пленник»



53

4



Слушание и работа с детскими книгами Л.Н. Толстой «Акула»


Хрест


А.П. Чехов (4 часа)



54

1



А.И. Куприн «Воспоминания о А.П. Чехове». Книги-справочники.



55

2



Литературный диктант. А.П. Чехов «Каштанка»

Текущий


56

3



А.П. Чехов «Каштанка»



57

4



Слушание и работа с детскими книгами о животных. Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»


Хрест


Произведения А.М. Горького (2 часа + 1 час: п.р.)



58

1



А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести)



59

2



А.М. Горький очерки «О сказках», «О книгах». Творческая работа «Дорогами сказок»



60

3



Проверочная работа «Навык чтения молча».

Текущий


Стихи А.А. Блока (2 часа)

Ученик должен:

- называть, приводить примеры стихов из круга детского чтения; жанры детской художественной литературы;

- использовать словари и справочники;

- знать элементы книг;

- устанавливать связи, объяснять (называть): тему; главную мысль текста и соотносить ее с заглавием;

- соотносить содержание текста с иллюстрациями;

- определять структуру текста;

- выявлять связи внутри текста.

- кратко характеризовать основную мысль художественного произведения, героев произведения, отношение авторов к героям.

- высказывать (объяснять) свое отношение к прочитанному произведению.

Ученик должен уметь:

- читать осознанно, правильно, целыми словами;

- выразительно читать вслух программные стихотворения, специально подготовленные тексты;

- ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту;

- определять тему и жанр незнакомой книги;

- работать со справочной литературой.

Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

- литературные произведения (стихи, басни, пьесы, баллады, пьесы-сказки);

- основные элементы книг;

- виды книг: учебные, справочные, художественные, научно-популярные;

работать с текстом произведения:

- определять тему произведения, структуру;

- оценивать и называть поступки героев, оценивать мотивы поступков;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения;

- читать осознанно и выразительно;

- самостоятельно готовить выразительное чтение произведения;



61

1



А.А. Блок «Россия», «Рождество».



62

2



Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. А.А. Блок «На поле Куликовом»


Хрест

Стихи К.Д. Бальмонта (4 часа)



63

1



К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка».



64

2



К.Д. Бальмонт «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».



65

3



Слушание и работа с детскими книгами. К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».


Хрест

66

4



Проверочная работа «Выразительность чтения»

Текущий



Произведения В.В. Вересаева (3 часа)



67

1



В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда».



68

2



В.В. Вересаев восточная сказка «Звезда».



69

3



Слушание и работа с детскими книгами, журналами и газетами.




Стихи И.А. Бунина (3 часа)



70

1



И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире грудь распахнись для принятия» «Детство»



71

2



И.А. Бунин «Листопад»



72

3



Обобщение. Проверьте себя. Страничка книгочея

Темати-ческий



Произведения С.Я. Маршака (4 часа)



73

1



Литературный диктант. С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»



74

2



С.Я. Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»



75

3



Слушание и работа с детскими книгами. С.Я. Маршак «Сказка про козла» «Ледяной остров»


Хрест

76

4



С.Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце». Проверочная работа «Навык чтения вслух».

Текущий



Произведения А.П. Платонова (2 часа)

Ученик должен:

- называть, приводить примеры сказок – народных и литературных; стихов и рассказов из круга детского чтения; жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня, очерк);

- использовать словари и справочники;

- знать элементы книг (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание);

- пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их.

- устанавливать связи, объяснять (называть): тему; главную мысль текста и соотносить ее с заглавием;

- соотносить содержание текста с иллюстрациями;

- определять структуру текста;

- выявлять связи внутри текста.

- кратко характеризовать основную мысль художественного произведения, героев произведения, отношение авторов к героям.

- высказывать (объяснять) свое отношение к прочитанному произведению.

Ученик должен уметь:

- читать осознанно, правильно, целыми словами – вслух не менее 80 слов в минуту, про себя не менее - 110 слов в минуту;

- выразительно читать вслух программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

- ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на смысловые части и составлять простой план;

- пересказывать и рассказывать произведения по плану;

- определять тему и жанр незнакомой книги;

- работать со справочной литературой.

Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

- произведения фольклора, сказки народные и литературные (бытовые, о животных, волшебные);

- жанры произведший фольклора ( сказы, легенды, предания, былины, сказки);

- литературные произведения (стихи, басни, рассказы, пьесы, баллады, пьесы-сказки, очерки, мифы);

- основные элементы книг (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, справка об авторе);

- виды книг: учебные, справочные, художественные, научно-популярные;

работать с текстом произведения:

- определять тему произведения, структуру (построение произведения);

- оценивать и называть поступки героев, оценивать мотивы поступков;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения;

- определять рассказчика произведения и различать понятия «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор – герой произведения»;

- читать осознанно и выразительно – вслух не менее 100 слов в минуту, про себя (молча)- не менее 120 слов в минуту;

- самостоятельно готовить выразительное чтение произведения, используя средства выразительности;

- составлять подробный, краткий и выборочный пересказ;

- рассказывать сказки и былины;

- выполнять устные и письменные творческие работы (творческое рассказывание произведения или отдельных эпизодов, мини-сочинения о герое, о важных событиях, отзывы о произведении или книге, аннотации);

- самостоятельно работать с энциклопедиями, словарями, справочниками




77

1




А.П. Платонов Сказка-быль «Неизвестный цветок»



78

2



Слушание и работа с детскими книгами А.П. Платонов «Любовь к Родине или Путешествие воробья»


Хрест


Стихи Н.А. Заболоцкого (2 часа)



79

1



Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке».



80

2



Н.А. Заболоцкий «Детство». Библиотечный урок. Слушание и работа с детскими книгами.


Хрест


Стихи Н.М. Рубцова (2 часа)



81

1



Н.М. Рубцов «Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка»



82

2



Обобщение по изученным разделам. Проверьте себя

Темати-ческий



Произведения С.В. Михалкова (3 часа)



83

1



С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Любитель книг».



84

2



С.В. Михалков «Чужая беда», «Зеркало»



85

3



Слушание и работа с детскими книгами С.В. Михалков «Как старик корову продавал», «Дым без огня».


Хрест

Юмористические произведения (3 часа)



86

1



Н. Н. Носов «Федина задача»



87

2



А.Л. Барто «Леночка с букетом». Проверочная работа «Начитанность и читательские умения»

Итого-вый


88

3



Слушание и работа с книгами о детях. В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».


Хрест

Очерки (4 часа)



89

1



Очерки о Родине И.С. Соколов-Микитов «Родина» М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна»



90

2



Очерки о людях. Н.С. Шер «Картины-сказки» Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь»



91

3



Слушание и работа с книгами. Очерки о писателях.

Р Сеф «О стихах Джона Чиарди»


Хрест

92

4



Обобщение по изученным разделам. Проверьте себя

Темати-ческий



Произведения о детях войны (3 часа)



93

1



Литературный диктант. В.П. Катаев «Сын полка»

Текущий


94

2



В.П. Катаев «Сын полка»



95

3



Слушание и работа с детскими книгами. Произведения о детях войны.


Хрест

Путешествия, приключения, фантастика (7 часов)



96

1



Проверочная работа «Сформированность учебной и читательской деятельности».

Итого-вый


97

2



Слушание и работа с книгами. Книги о путешествиях и путешественниках В. Рыбаков «О книге Дж. Свифта»


Хрест

98

3



Н.П. Вагнер «Береза». Проверочная работа «Навык чтения вслух».

Итого-вый


99

4



Н.П. Вагнер «Фея Фантаста»



100

5



Обобщение по теме. Проверьте себя.

Темати-ческий


101

6



Библиотечный урок.



102

7



В мире книг. Рекомендации для летнего чтения












Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Губинская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района Московской области


«Рассмотрено» «Согласовано»

Руководитель ШМО: Заместитель директора школы

__________Хазова Е. И. по УВР:

Протокол №_____от ____________Андреева М. А.

«____»_________2012 г. «____»__________2012 г.



Календарно-тематическое планирование

по курсу «Литературное чтение»

Автор: Л.А. Ефросинина

4 класс


Количество часов: всего – 102, в неделю – 3.

Произведения наизусть – 15 стихотворений и 6 отрывков из прозы;


Методическое обеспечение:

  1. Учебник - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» /в 2-х частях/;

  2. Учебная хрестоматия - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»;

  3. Рабочая тетрадь - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» /в 2-х частях/;

  4. Методическое пособие - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»


Компетентности ключевые: коммуникативная, информационная, решения проблем.

предметные: речевая, познавательная









Афонина Лидия Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ «Губинская СОШ»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Примерной программы основного начального образования по литературному чтению и Государственного стандарта начального общего образования 2004 года, программы по литературному чтению для 1- 4 классов (автор Л. А. Ефросинина).

Программа соответствует Обязательному минимуму содержания начального общего образования.

Программа рассчитана на 102 часа и обеспечена следующим методическим комплектом:

Учебник - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» /в 2-х частях/;

Учебная хрестоматия - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»;

Методическое пособие - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»;

Учебное пособие - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания» /в 2-х частях/;


Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Задачи:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

  • Работать с различными видами текстов.




Содержание программы

Произведения фольклора разных народов. Специфи­ка формы разных произведений (былины, легенды, песни, предания). Знакомство с образцами мифов разных народов, книгами Древней Руси. Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков Х1Х-ХХ вв. Национальные особенности быта народа, отраженные в произведениях. Произведения о жизни детей разных народов. Приключенческая книга. Научно-познавательная книга о природе, путешествиях, научных открытиях и др. Юмористические произведения. Очерки, воспоминания, письма.

Жанровое разнообразие: народные сказки, былины, легенды, литературные сказки, рассказы художественные и научно-популярные, стихотворные произведения, баллады, очерки, пьесы.

Навык чтения: сознательное, правильное чтение вслух и про себя небольших произведений или глав целыми словами. Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту и про себя - не менее 110 слов в минуту. Умение читать выразительно, передавая отношения к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок. Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических про­изведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 15 сти­хотворений, 6 отрывков из прозы).

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:


п/п

Изменения

Обоснование

1.

Изменение количества часов, отведенных на изучение учебного курса (136 - 34 = 102часа)


Изменение количества часов по БУПу на литературное чтение в 2012-2013 учебном году


1.Произведения фольклора (6 часов) Былины: «Волх Всеславович», «Вольга Святославович», «Святогор». Героические песни: и Дмитрий Пожарский». Библейское предание. «Блудный сын». Легенды. «Легенда о граде Китиже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

2. Мифы (4 часа) Древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар». Славянский миф Древнеиндийский мифы «Творение, Создание ночи» «Ярило Солнце». Древнекитайский миф «Подвиг стрелка И».

3. Книги Древней Руси (4 часа) «Повести временных лет». Отрывок из жития «О князе Владимире». Похвала «Деятельность Ярослава». «Поучение Владимира Мономаха детям». Отрывки из «Повести временных лет»: «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»


4.Басни. Русские баснописцы (5 часов)

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Осел и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет».. И.И. Хемницер «Друзья», «Стрекоза». А.Е. Измайлов «Кукушка». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравей». И.И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок». С.В. Михалков «Слово о Крылове».

5. В.А. Жуковский (3 часа) В.А. Жуковский. Баллада «Светлана», сказки «Спящая красавица», «О царе Берендее…».

6. А.С. Пушкин (4 часа)

А.С. Пушкин стихи «Осень», «Зимняя дорога», «Сказка о золотом петушке».

7. М.Ю. Лермонтов (4 часа)

М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»., «Горные вершины…», «Утес», «Ашик-Кериб». Книги-справочники о М.Ю. Лермонтове.

8. П.П. Ершов (3 часа)

П.П. Ершов «Конек-Горбунок », «Кто он?».

9. В.М. Гаршин (5 часов) В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее», «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», стихотворение «Пленница».

10. Произведения русских писателей о детях (3 часа)

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы», К.М.Станюкович «Максимка».

11. Произведения зарубежных писателей (8 часов) В. Гюго «Козетта». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Х.К. Андерсен «Самое невероятное», «Дети года», «Девочка со спичками». К.Г. Паустовский о Х.К. Андерсене «Великий сказочник».

12.Л.Н. Толстой (4 часа)

Л.Н. Толстой. Быль «Кавказский пленник», «Акула».

13. А.П. Чехов о животных (4 часа)

А.П. Чехов «Каштанка», А.И. Куприн «Воспоминания о А.П. Чехове». Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В.М. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

14. Произведения А.М. Горького (3 часа)

А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести), очерки «О сказках», «О книгах».

15. Стихи А.А. Блока (2 часа)

А.А. Блок «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом».

16. Стихи К.Д. Бальмонта (4 часа)

К.Д. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка».

17. Произведения В.В. Вересаева (3 часа)

В.В. Вересаев «Легенда», «Звезда».

18. Стихи И.А. Бунина (3 часа)

И.А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире грудь распахнись для принятия», «Детство», «Листопад».

19. Произведения С.Я. Маршака (4 часа)

С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «Сказка про козла», «Ледяной остров». С.Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце».

20.Произведения А.П. Платонова (2 часа)

А.П. Платонов «Неизвестный цветок», «Любовь к Родине или Путешествие воробья».

21. Стихи Н.А. Заболоцкого (2 часа)

Н.А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке», «Детство».

22. Стихи Н.М. Рубцова (2 часа)

Н.М. Рубцов «Березы», «Тихая моя родина», «Ласточка».

23. Произведения С.В. Михалкова (3 часа)

С.В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома», «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало», «Как старик корову продавал», «Дым без огня».

24. Юмористические произведения (3 часа)

Н. Н. А.Л. Барто «Леночка с букетом». Носов «Федина задача». В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

25. Очерки (4 часа)

Очерки о Родине: И.С. Соколов-Микитов «Родина», М.А. Шолохов «Любимая мать-отчизна». Очерки о людях: Н.С. Шер «Картины-сказки», Ю. Я. Яковлев «Право на жизнь». Очерки о писателях: Р Сеф «О стихах Джона Чиарди».

26. Произведения о детях войны (3 часа)

В.П. Катаев «Сын полка»

27. Путешествия, приключения, фантастика (7 часов)

В. Рыбаков «О книге Дж. Свифта». Н.П. Вагнер «Фея Фантаста». Н.П. Вагнер «Береза».

Жанровое разнообразие: народные сказки, былины, легенды, литературные сказки, рассказы художественные и научно-популярные, стихотворные произведения, баллады, очерки, пьесы.


Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

по литературному чтению


Ученик должен

Называть, приводить примеры:

сказок — народных и литературных; стихов и рассказов из круга детского чтения; детского игрового фольклора (загадка, пословица, песен­ка, скороговорка).

Различать, сравнивать:

произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка); жанры детской художественной литературы (сказка, рас­сказ, стихотворение, басня, очерк); сказки народные и литературные;

словари и справочники; элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание);

пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, вы­борочный) и различать их.

Устанавливать связи, объяснять (называть):

тему; главную мысль текста и соотносить ее с заглавием; соотносить содержание текста с иллюстрациями;

определять структуру текста; выявлять связи внутри текста.

Кратко характеризовать:

основную мысль художественного произведения, героев произведения; отношение автора к героям.

Высказывать (объяснять):

свое отношение к прочитанному произведению.

Уметь:

читать осознанно, правильно, целыми словами — вслух не менее 80 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту;

выразительно читать наизусть программные стихотворе­ния и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопро­сы к тексту; делить текст на смысловые части и составлять простой план;

пересказывать и рассказывать произведение по плану; определять тему и жанр незнакомой книги;

работать со справочной литературой;

Знать наизусть – 15 стихотворений и 6 отрывков из прозы

Ученик может

Называть, приводить примеры, различать:

произведения фольклора, сказки народные и литератур­ные (бытовые, о животных, волшебные); жанры произведений фольклора (сказы, легенды, преда­ния, былины, сказки); литературные произведения (стихи, басни, рассказы, пье­сы, баллады, пьесы-сказки, очерки), мифы; основные элементы книг (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, справка об авторе); виды книг: учебные, справочные, художественные, науч­но-популярные.

Работать с текстом произведения:

определять тему произведения, структуру (построение) рассказа, басни, стихотворения, сказки, пьесы; называть и оценивать поступки героев и мотивы поступков; выявлять авторскую точку зрения и выражать свои сужде­ния о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения; определять рассказчика произведения и различать поня­тия: «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор — герой произведения»; читать осознанно и выразительно — вслух не менее 100 слов в минуту, про себя (молча) — не менее 120 слов в минуту; самостоятельно готовить выразительное чтение произве­дения, используя средства выразительности; составлять подробный, краткий и выборочный пересказ; рассказывать сказки и былины; выполнять устные и письменные творческие работы; творческое рассказывание произведения или отдельных эпизодов, мини-сочинения о герое, о важных событиях, отзывы о произведении или книге, аннотации; самостоятельно работать с энциклопедиями, словарями, справочника

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой.

Литература

1. Примерная программа основного начального образования по литературному чтению.

2. Государственный стандарт начального общего образования 2004 года.

3. Авторская программа по литературному чтению для 4 класса Л. А. Ефросининой

4. Учебник - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс» /в 2-х частях/;

5. Учебная хрестоматия - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»;

6. Методическое пособие - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение. 4 класс»;

7. Учебное пособие - Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания» /в 2-х частях

























6



Полный текст материала Рабочая программа по литературному чтению, тематическое планирование смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Афонина Лидия Леонидовна  afonyka
24.10.2012 0 8963 1463

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК