Образовательная программа групповых коррекционно - развивающих занятий для детей 5-7 лет «Воспитание сказкой»


Современные дети читают художественную литературу гораздо меньше, а именно она, как говорил академик Д.С. Лихачев, «…дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми».

Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Таким образом, произведения художественной литературы учат не только моральным и нравственным законам, но и развивают рефлексию у ребенка, корректируют неадекватное поведение, создают предпосылку для продуктивного взаимодействия с взрослым, а также со сверстником.

Работа с детьми по программе «Воспитание сказкой» решает важную задачу устранения внутренней дисгармонии ребенка: метафорическое проживание определенных ситуаций без навязчивого нравоучения.  Усилия взрослых (в первую очередь родителей, воспитателей, учителей…) целенаправленно учить ребенка, как поступать и что предпринимать в тех или иных жизненных ситуациях, могут оказаться малоэффективными.

Гораздо полезнее для ребенка косвенное воздействие: он сам делает выводы, определяет возможные модели поведения и методы решения проблемных ситуаций, изыскивая эти ресурсы из столь близкой его души сказочного сюжета.

Программа предусматривает коррекцию когнитивного развития ребенка, дальнейшее накопление и закрепление знаний и навыков. Учебный материал дается на основе деятельностного подхода, т. е. дети открывают для себя связи и отношения между предметами путем анализа и сравнения, выявления существенных взаимосвязей. Программа построена на изучении и анализе художественных произведений, существенно влияющих на эмоционально-волевую сферу дошкольников. Подобраны известные авторские сказки, которые учат добру, искренности в отношениях, любви к прекрасному и возвышенному, этическим нормам…

Цель:развитие эмоционально-волевой сферы старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:

  1. развитие знаний и представлений об окружающем мире;
  2. обогащение словаря;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. развитие навыков общения;
  5. формирование воображения и творчества.

Адресат: детистаршего дошкольного возраста, в том числе ЗПР, с ослабленным здоровьем и других дисфункциях (кроме у/о,).

Актуальность программы: многиедети в старшем дошкольном возрасте испытывают трудности в усвоении учебной программы. Это ведет к несвоевременному формированию значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению. Поэтому своевременно оказанная детям коррекционная помощь имеет большое значение в их психическом развитии и способствует успешной подготовке к обучению в школе;
- многие дети имеют проблемы в общении (связано это отчасти свсеобщей компьютеризацией) и, вытекающим из этого, неадекватным эмоциональным реагированием на жизненную ситуацию - своевременно оказанная детям коррекционно-развивающая помощь имеет большое значение для развития эмоционально-волевой сферы и развития коммуникативных навыков, а также успешной социализации. 
Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательная оценка детского мнения взрослым на занятиях не допускается. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Содержание программы:

Занятия по данной программе включают:

  • беседу по сказкам;
  • игры на взаимодействие;
  • игры - драматизации по произведениям;
  • динамические паузы;
  • продуктивный вид деятельности: лепка, рисование, коллаж;
  • викторины, конкурсы.

Реализация программы подразумевает вариативность в выборе тематического, игрового материала, способов привлечения к семейному чтению. Каждый психолог или педагог по своему усмотрению может использовать игры и упражнения данной программы.

Длительность и условия реализации программы: 9 – 15 занятий периодичностью проведения 1 занятие в неделю, продолжительностью в60 минут (включая динамическую паузу, а также консультирование родителей) с группой из 4-8 детей (для особой категории детей возможны индивидуальные занятия). Помещение должно быть не менее 30 кв. м. Разделено на две зоны: зона для дидактических игр со столами и зона для двигательных упражнений.

Занятия проводятся:

  • в детских садах и школах;
  • в учреждениях дополнительного образования;
  • центрах психолого-медико-социального сопровождения

Предполагаемый результат:

  • развитие познавательного интереса как основного условия для дальнейшего развития ребенка, овладение им учебной программы при подготовке к обучению в школе;
  • развитие когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и произвольной регуляции деятельности;
  • сформированность у детей стойкого интереса к слушанию, чтению, размышлению и обыгрыванию сказок как способу освоения культурного наследия, познания родного языка, окружающего мира, норм и правил отношений между людьми, поведения в разных жизненных ситуациях;
  • обозначение тенденции к объединению семьи и налаживанию детско-родительских отношений путем возвращения практики совместного чтения;
  • сотрудничество педагогов, родителей, детей.

Форма подведения итогов работы: 
Обследование проводится индивидуально и в два этапа. Первый этап- перед реализацией программы- включает в себя методики, направленные на выявление познавательной сферы, произвольности, изучения социальных эмоций, форм общения, эмоционально-волевой сферы, мировоззренческих представлений и графической деятельности. Второй этап – после реализации программы – по тем же методикам (для сравнения и обобщения).


Полный текст материала Образовательная программа групповых коррекционно - развивающих занятий для детей 5-7 лет «Воспитание сказкой» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лариса Семенященко  Публикатор
05.04.2018 0 215 8

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0