Опыт проведения занятий с детьми по психоэмоциональной релаксации в темной сенсорной комнате



1. В статье описывается методика проведения занятий с детьми по психоэмоциональной релаксации в темной сенсорной комнате; оборудование, необходимое для работы, цели и задачи занятий. Приводится разработка занятия со специально подобранным релаксационным текстом.

2. Днепровская Светлана Юрьевна, ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Школа-интернат № 24 Невского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог.

Фото автора.




3. Иллюстрации к статье.





4. Имя пользователя на сайте – Svet70.




«Опыт проведения занятий с детьми

по психоэмоциональной релаксации в темной сенсорной комнате»



В настоящее время в Санкт-Петербурге активно внедряется идея о необходимости здоровьеформирующего образования. Занятия по психоэмоциональной релаксации в темной сенсорной комнате являются здоровьеформирующими и здоровьесберегающими мероприятиями в работе педагога-психолога в ГОУ. Методика проведения занятий рекомендована к использованию в ГОУ Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено итальянским педагогом, врачом Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение. Сенсорная комната, с точки зрения Монтессори – это многофункциональная интерактивная среда для проведения коррекционной и развивающей работы с детьми. В настоящее время под сенсорной комнатой чаще всего понимается комната релаксации и психоэмоциональной разгрузки, т.е. интерактивная среда, в которой присутствуют специальная мебель, визуальные эффекты, релаксационные звуки, запахи при полном или частичном затемнении помещения.

Не секрет, что у части воспитанников сиротских учреждений наблюдаются высокий уровень агрессивности, импульсивность, аффективная взрывчатость, эмоциональная лабильность, обидчивость, неумение справляться со своими негативными эмоциями, такими как жадность, страх, гнев, зависть, а также девиантное и аддиктивное поведение.

Обучая воспитанников методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее напряжение, успокоиться и тем самым привести психику в нормальное состояние. Умение детей и подростков управлять своими чувствами и эмоциями – еще один шаг к формированию у них уверенности в себе. Поэтому, в нашей школе-интернате с 2010 года работает темная сенсорная комната, в которой представлено специальное оборудование: сухой бассейн с шариками, мягкие кресла с гранулами, комнатный фонтан, зеркальный уголок с пузырьковой колонной и рыбками, игровое панно «Звездное небо», светильники «Пламя» и «Переливающиеся цветы», пучок оптических светящихся волокон «Звездный дождь», музыкальный центр, набор CD-дисков с релаксационной музыкой (шум моря, звуки природы, пение птиц и т.п.), ароматическая лампа с набором эфирных масел, профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами.

Цель цикла занятий по релаксации: сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников школы-интерната.

Задачи:

1. Обучение детей использованию социально-приемлемых способов снятия эмоционального напряжения.

2. Оптимизация уровня агрессивности и тревожности.

3. Обучение навыкам саморегуляции и релаксации.

4. Развитие и накопление положительного образного опыта.

5. Профилактика употребления ПАВ (опосредованно через гармонизацию эмоциональной сферы ребенка).

Во время проведения релаксационного тренинга психолог рассказывает детям специально подобранные релаксационные тексты и медитативные сказки. Занятия проходят с воспитанниками 1-11 классов в индивидуальной и групповой форме. Также многие педагоги школы-интерната посещают сенсорную комнату (профилактика эмоционального выгорания педагогов).

Опыт работы в сенсорной комнате показывает, что дети с удовольствием выполняют упражнения на расслабление. Однако для получения наибольшего эффекта нужно соблюдать следующие правила:

1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.

4. Учить детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.


Разработка занятия.


Тема: «Путешествие на остров».


Цели: коррекция психоэмоционального состояния воспитанников, снижение уровня агрессивности и тревожности, повышение настроения.

Длительность занятия: 30-40 минут.

Основное содержание. Релаксация «Путешествие на остров».

Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в мягких креслах или в сухом бассейне. Звучит релаксационная музыка и голос психолога, проговаривающего формулы расслабления.

Психолог. Сядьте так, чтобы вам было удобно, закройте глаза. Прислушайтесь к ритму вашего дыхания. Вы дышите ровно и спокойно. Вы делаете вдох – и медленный, плавный, глубокий выдох. Вдох – медленный выдох… Сосредоточьтесь на дыхании. Вдох – и медленный, спокойный выдох…

Сегодня мы с вами отправимся в прекрасное загадочное путешествие на поиски своей мечты. Мы поплывем на белоснежном корабле, который ждет вас у причала. Самое главное: нужно дать своему кораблю имя. Напишите большими синими буквами на белом борту имя.

Корабль качается на волнах, пора отправляться в дорогу. Теперь поднимем паруса и отправимся в плавание. Паруса наполняются ветром, корабль набирает скорость, уверенно рассекая синие волны. Как приятно стоять на палубе и смотреть вперед, туда, где синее море плавно переходит в голубое небо. Вы ощущаете запах моря, свежего ветра, брызги соленой воды на вашем лице. Вода в море такая чистая и прозрачная, что можно рассмотреть золотых рыбок. Веселые дельфины сопровождают вас на протяжении всего пути. Они ваши верные друзья и помощники. Корабль продолжает свой путь к сказочному острову, где исполняются мечты…

Вы вдыхаете чистый морской воздух. Вдох – и мягкие струи воздуха наполняют ваши легкие. С каждым выдохом вы чувствуете мягкое тепло в теле. Теплые солнечные лучи согревают ваше тело, проникают внутрь. Прислушайтесь к этим ощущениям тепла.

Светит яркое солнце. Вам легко и радостно. Впереди уже видны очертания острова, уже можно рассмотреть огромные пальмы, золотой песчаный берег, прекрасный водопад. И вот, вы высаживаетесь на берег и осматриваетесь. То, что вы видите, вам очень нравится. Прибрежный песочек такой желтый, теплый, чистый, что хочется поскорее разуться и походить босиком.

На острове растут самые разнообразные растения. Пальмы с тяжелыми кокосами, апельсиновые деревья усыпаны большими оранжевыми плодами, связки желтых, спелых бананов... А вот красивые цветы белого жасмина, красные розы, желтые лилии. Почувствуйте волшебное благоухание, насладитесь прекрасным ароматом.

На острове всегда хорошая погода. Даже когда идет дождь, так приятно отдохнуть в домике. Просто лежать и слушать, как стучат капли дождя и шумят деревья. После дождя солнце светит еще ярче и так легко дышится! Воздух такой свежий и чистый. Вы глубоко вдыхаете запах зеленых листьев, цветов и соленого моря.

На острове есть небольшой водопад. Несмотря на жаркое солнце, вода в нем холодная, почти ледяная. Опустите руки, умойте лицо прозрачной, как хрусталь, водой. Вы чувствуете себя обновленными, спокойными и уверенными в себе.

Погуляйте по острову. Осмотрите все окрестности. Понаблюдайте за яркими бабочками, насекомыми, птицами. Вдохните аромат цветов, послушайте крики чаек, шум прибоя…

Море такое ласковое и теплое. Так приятно стоять на теплом песке и смотреть на море. На синие волны, на голубое небо, на белые облака, плывущие куда-то вдаль. А ночью можно смотреть на звезды. Звезды здесь кажутся очень яркими и очень близкими.

Вы чувствуете как из вашего сердца уходит все плохое, все тревоги, обиды, страхи. Душа наполняется радостью, счастьем, миром, добром, спокойствием, теплом и светом.

Ваш корабль ждет вас, пора возвращаться в город, к своим друзьям. Вы можете вернуться на остров, когда захотите. Он всегда поможет вам отдохнуть, набраться сил для следующего дня.

Я досчитаю до пяти, и вы медленно откроете глаза.


Рефлексия занятия участниками.

Ритуал прощания: упражнение «Доброе пожелание друг другу».


Таким образом, сенсорная комната - это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, заставляет забыть страхи и тревоги, успокаивает. Специальное оборудование воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких креслах, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки…































Список литературы




1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002.

2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой – СПб.: Хока, 2007.













































Полный текст материала Опыт проведения занятий с детьми по психоэмоциональной релаксации в темной сенсорной комнате смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Днепровская Светлана Юрьевна  Svet70
26.05.2011 1 6739 853

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК