Из опыта работы по формированию речемыслительных умений и навыков учащихся, 5 класс


В работе представлен материал по коррекции речемыслительных умений и навыков учащихся на уроках русского языка, предлагаются специальные упражнения, направленные на совершенствование процессов мышления и решение образовательных задач.

Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:

1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.

Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.

______
 
Необходимость  работы по формированию речемыслительных умений и навыков на уроках русского языка была обусловлена тем, что учащиеся, переходящие из начальной школы на вторую ступень обучения, часто затруднялись формулировать основную мысль текста, составлять план, передавать смысловое содержание, строить связное высказывание, определять логическую последовательность микротем, объяснять понятия через род и видовые отличия, производить сравнение, выполнять задания конструктивного и творческого характера.
Решение этой проблемы и потребовало создания системы работы по коррекции мышления детей на уроках русского языка.
В качестве приоритета определено такое важное интеллектуальное умение, как понимание, включающее все логические операции: выделение главного, анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Понимание, как сложный интеллектуальный процесс, тесно переплетается с речевым развитием школьников. Речь является формой существования мысли. По словам Л.С.Выготского, «значение слова…это такое далее неразложимое единство обоих процессов (мышления и речи), о котором нельзя сказать, что оно представляет собой: феномен речи или феномен мышления».[2] Поэтому на уроках русского языка цели развития речи и коррекции мышления реализуются в единстве.

Такие интеллектуальные умения и речевые навыки, как понимание значения отдельных слов, осознание семантических связей в словосочетании и предложении, осознание грамматической структуры фраз, выделение существенного (главных мыслей, общего смысла), понимание текстов, определение и объяснение понятий, составляют основу развития более сложных мыслительных операций и способствуют усвоению нового уровня знаний.

Для реализации задач по коррекции мышления  учащихся
- рассмотрены ресурсы учебно-методического комплекса М.М. Разумовской, содержащего хороший потенциал для коррекционно-развивающей деятельности;
- составлен комплекс специальных упражнений для учащихся 5 класса.
Работа по коррекции речемыслительной деятельности строится на 3-х уровнях:

1. понимание на уровне слова,
2. понимание на уровне предложения,
3. понимание на уровне текста.

Деление это условное, потому что формирование умений каждого уровня направлено на обучение пониманию текста в целом.

Первое условие верного восприятия текста – это понимание каждого его слова. Поэтому вначале учащимся предлагаются задания, цель которых научить понимать значение многозначных слов, чувствовать их различные оттенки, затем задания, направленные на обучение умениям рассматривать слово в отношении их разных значений и делать адекватный выбор одного из них, отличать прямое и переносное значение слов.

Полный текст материала Из опыта работы по формированию речемыслительных умений и навыков учащихся, 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бурматова Ольга Владимировна  sov5
учитель русского языка и литературы, МАОУ "Гимназия № 1" г. Перми
21.01.2012 3 2384 561
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 3
avatar
3 drakonchik • 12:58, 01.04.2012
Большое спасибо за материал. Очень полезный, с конкретными заданиями. Буду использовать в своей работе.
avatar
2 Nike_Pashkov • 00:45, 10.02.2012
Свидетельство №1661/2012
avatar
1 jewish • 11:11, 22.01.2012
Ольга Владимировна, спасибо! Вам удалось очень понятно, чётко преподнести огромный объём важной информации. Я учитель английского с приличным стажем, но этот материал безоговорочно беру в свою методическую копилку. Удачи Вам!