Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов «Ворона и лисица». Сопоставление поведения главных героев"; 5 класс


Урок № 52 5-Б класс 06.12.2018


 

Тема: И.А.Крылов. «Ворона и лисица». Сопоставление поведения главных героев.

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова, его басней «Ворона и лисица».

-Формировать умение определять басню как жанр. Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.

- Развивать устную речь, мышление, воображение.

- Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству

товарищества, искренность

Оборудование: Портрет Крылова, книги Крылова, учебник, презентация.

ХОД УРОКА


 

  1. Организационный момент.


 

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: "Будет интересно!”


 

  1. Речевая разминка.


 

У Сашки в кармашке шишки и шашки. (Слайд 2)


 

Прочитайте медленно, потом с ускорением.

Проговорите текст как можно быстрее. (проговаривание учениками)


 

- К какому жанру относится этот текст? (скороговорки)

- С какими ещё жанрами литературного чтения вы знакомы?

(былины, сказки, рассказы, притчи, басни)

-А что такое басня? (Басня – это короткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, в котором высмеиваются человеческие недостатки. В каждой басне есть мораль, где автор учит как нельзя поступать)

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы начинаем серию уроков чтения, необычных по своему содержанию. Они будут посвящены творчеству великого русского баснописца И.А. Крылова. Но прежде чем мы приступим к изучению басен, давайте поближе познакомимся с самим автором. (Слайды3, 4)

В г. С-П поставлен памятник И.А. Крылову. Он сидит в кресле, а вокруг - герои его басен. (Слайд 5)

«Что же тут необычного?» - спросите вы. А необычны герои басен – обыкновенные животные: дикие и домашние. Причем эти животные наделены человеческими чертами характера. Они умные и глупые, добрые и злые, хитрые и простодушные, льстивые и правдивые…

36 из них представлены на пьедестале монумента. Высота: 3 м. Дата постройки: 1848 г.

Иван Андреевич Крылов за свою жизнь написал около 300 басен. (Слайд 5)

Знакомится с творчеством И. А. Крылова мы начинаем с басни «Ворона и Лисица» (Слайд 6)

- Представьте себе наших героев. Опишите их, какими вы видите их. (Дети описывают героев: (слайд 7)

Лиса-Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, птицами; живут в норах.

Ворона- Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений, расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду )

IV. Работа по теме урока.

  1. Первичное восприятие басни «Ворона и Лисица». (Аудио запись)

- Понравилась ли вам басня? Чем?

- Герои басни похожи на тех, каких вы себе представили?

-На какие произведения похожи басни? (на сказки). Только вывод в сказках делают читатели, а в баснях сам автор.

2. Самостоятельное (жужжащее) чтение.

Учащиеся читают и отмечают неизвестные, не понятные слова

3. Словарная работа: (слайд 8)

Твердили – убеждали;

Лесть – угодливое, неискреннее восхваление кого-либо с целью добиться его благосклонности;

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу.

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – (здесь)– ворона, которая слушала хвалебные слова.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело подняться.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и

предварительно обрабатывается пища.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

  1. Чтение басни учащимися и анализ содержания.

- Как вы думаете, почему в басне Ворона и Лисица написаны с большой буквы? (под образами Вороны и Лисицы подразумеваются люди.)

- Каких людей высмеивает автор? (тех кто льстит и тех, кто верит похвальбе)

- Найдите и прочитайте, что И. А. Крылов пишет о лести и льстецах.

-Кто в басне льстец? (Лисица) (слайд 9)

Найдите и прочитайте слова, которыми Лисица льстила Вороне. (Голубушка….)

- Почему ее называют плутовкой? Она говорила Вороне правду? (нет, лисица ворону обманывала)

- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От

льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.) (слайд 10)

-Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло

-Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

- Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»?

(Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось

каркнуть)Слайд 11

- И каков результат? (Она осталась без сыра)Слайд 12

- Лисица добилась своего? (Да.)

-Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса

умеет льстить.)

Можно сказать, что Лисица отыскала в сердце у Вороны уголок?

- В чем же мораль басни? (не слушай и не верь лести, как бы нам не было приятно ее слышать; Слайд 13

-Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.

V. Творческая работа/

Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

1. Подготовительный этап.

Распределение ролей.

2. Чтение по ролям в группах.

3. Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп,

громкость).

-Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

VI. Итог урока

-С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

-Назовите жанр этого произведения?

-Перечислите героев басни?

-Чему научила вас басня?

VII. Выставление оценок.

Дом. Задание стр.99 – 101, выразительно читать, отв. на вопросы


 


Полный текст материала Конспект урока литературного чтения "И.А.Крылов «Ворона и лисица». Сопоставление поведения главных героев"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колесникова Оксана Леонидовна  kolos69
20.11.2018 0 308 16

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0