Статья "Компетентностный подход к воспитательной работе в современной средней школе"


Калашников Евгений Олегович

ГБОУ Гимназия 278 г. Санкт-Петербург

Учитель английского языка



Компетентностный подход к воспитательной деятельности в современной средней школе.

Создание и развитие единого воспитательного пространства и единых подходов к организации воспитательной деятельности в современном среднем учебном заведении находится в русле государственной инновационной политики, предполагающей модернизацию всей системы образования. Волна инноваций значительно изменила формы и методы обучения. Но воспитание и обучение – две взаимосвязанные стороны образовательного процесса, поэтому цели и средства формирования личности выпускника школы также нуждаются в новых подходах. Педагогическая наука предлагает различные подходы к воспитанию: системный, квалификационный, личностно-деятельностный, компетентностный. В европейском академическом сообществе в настоящее время начинает осуществляться компетентностный подход, являющийся для России во многом традиционным. На последнем особенно настаивает Ю. Г. Татур, обращаясь к значению распространенного общеупотребительного слова «компетентность»: качество, характеристика личности, связанная с умением разбираться в какой-либо области и потому дающая ей право об этой области судить или ею управлять. В качестве педагогического термина слова «компетенция», «компетентность» начали использоваться лишь в конце прошлого века, а официально введены в употребление после выхода документов «Стратегия модернизации среднего образования» и «Концепция модернизации российского образования до 2010 года».

Сущность компетентностного подхода, понятия «компетенция» и «компетентность» раскрыты в работах И. А. Зимней, В. И. Байденко, Ю. Г. Татура, В. Д. Шадрикова и других авторов. Образовательные стандарты нового поколения основаны на этом подходе. Рассмотрим возможности организации воспитательной деятельности в средней школе на основе компетентностного подхода.

Компетенция – это способность что-либо делать хорошо и эффективно. Совет Европы принял пять ключевых компетенций: политические и социальные, предполагающие высокую степень ответственности; способность жить в многокультурном обществе; свободное владение устной и письменной коммуникацией; умение использовать информационные технологии; способность и стремление к непрерывному обучению. Компетентность – более широкое понятие, связанное с жизнедеятельностью человека, его умением использовать сформированные компетенции на практике. «Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях» (И. А. Зимняя). Понятно, что формирование таких компетентностей, по сути, и является главной задачей учебно-воспитательного процесса. Построив модель личности выпускника с указанием всех необходимых компетентностей, школа таким образом создаст основу концепции своей воспитательной деятельности.

Взяв за основу работы И. А. Зимней, выделим три группы компетенций (знаний, систем ценностей, алгоритмов действий), которые в дальнейшем должны проявиться как компетентности:

  1. Компетенции, относящиеся к личности человека.

  2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию людей.

  3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Каждая группа включает в себя конкретные компетенции: здоровьесбережение, ценностно-смысловая ориентация, гражданственность, самосовершенствование, интеграция знаний, социальное взаимодействие, общение, познавательная деятельность, практическая деятельность, информационно-технологическая деятельность. Каждая из 10 перечисленных компетенций включает в себя 5 составляющих: знание, опыт использования знаний, ценностно-смысловую основу, эмоционально-волевую регуляцию и готовность реализовать компетенцию в конкретной ситуации.

Опираясь на данный подход, можно создать стройную, учитывающую все необходимые элементы систему воспитания в школе. При этом педагог имеет свободу в выборе приоритетов, учет местных условий, простор для творчества. Главным достоинством предлагаемого подхода является неразрывная связь между обучением и воспитанием, личность воспитывается в процессе обучения, т. е. на практике реализуется принцип единства, целостности, системности.

Понятие «компетентность» сегодня заменяет привычные понятия «знания», «умения», «навыки», «владение», оно более удобно для построении модели выпускника, т. к. абстрагировано от конкретных дисциплин. Использование компетентностного подхода в учебных заведениях всех стран, входящих в единое образовательное пространство, открывает и новые возможности для обучения и трудоустройства за границей.

Поскольку целью образования является гармоничное (всестороннее, разностороннее) развитие личности, то его итогом будет совокупность компетенций. Несомненным преимуществом компетентностного подхода является возможность при построении системы ВД выбирать виды компетенций в зависимости от выбранной воспитательной парадигмы.



Полный текст материала Статья "Компетентностный подход к воспитательной работе в современной средней школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калашников Евгений Олегович  EugeneKKK
13.02.2012 0 4803 582

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК