Статья "Методические особенности применения технологии кейс-стади в учебном процессе"


ОГБПОУ «Томский аграрный колледж»

Климова Вера Васильевна


Методические особенности применения технологии кейс-стади в учебном процессе


Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетенции – главная задача каждого преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания.

Занятия с использованием кейс – технологии позволяют не только дать студентам знания, но и обеспечить формирование и развитие у них творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Использование кейс – технологии требует изменения взаимоотношений субъектов образования. Роли обучающих и обучающихся существенно меняются. Педагог становится организатором процесса поиска решений. Его задача – побуждать интерес студентов, стимулировать их активность, направлять процесс обсуждения, поощрять предложения, поддерживать уверенность студентов в себе и их ответственность за процесс собственного обучения. Роль студента – принять на себя ответственность за процесс собственного обучения, готовиться к обсуждению, выражать идеи, мысли, выдвигать предложения. При этой технологии студенты вынуждены добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Кейс – это история из реальной жизни, рассказанная с определённой обучающей целью.

Кейс характеризуется наличием актуальной реальной проблемы, необходимостью выбора и представление того, кого жизнь поставила решить эту проблему.

Переход на использование данной технологии при обучении студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» позволяет студентам осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой не только отражает какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, необходимый при разрешении данной проблемы.

Case-studiеs – учебные конкретные ситуации специально разрабатываются на основе фактического материала (примеры из жизни города, местная пресса) с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. [1].

Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему;

Использование одного кейса возможно на разных занятиях, так как это зависит от формулирования образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы и создание обобщённой модели проблемной ситуации, зависит от организации процесса обсуждения, в парах, группах, общая сборка, затем идет поиск аналога обобщённой модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

  1. Определение источников и методов сбора информации.

  2. Выбор техник работы с данным кейсом.

  3. Определение желаемого результата по работе обучаемых данным кейсом (лист оценки).

  4. Создание заданной модели.

  5. Апробация в процессе обучения.

Данный метод может использоваться как элемент занятия, в виде иллюстрация учебного материала или для закрепления материала. Но особенно эффективно применение кейс-технологий при проведении практических занятий. Сase – пример, взятый из реальной жизни, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Практическое занятие целесообразно проводить в группе численностью не более 15 человек. Непосредственное обсуждение правовых ситуаций происходит в микрогруппах по 3-5 студентов. В процессе обсуждения каждая микрогруппа должна дать оценку и ответить на вопросы ко всем предложенным ситуациям, в среднем на этот этап отводиться 40-50 минут. После завершения обсуждения ситуации в микрогруппе начинается следующий этап занятия - обсуждение в группе. Методику обсуждения можно организовать различными способами. При наличии времени и высокой подготовке группы каждая микрогруппа может высказаться по каждой правовой ситуации. При отсутствии таких условий целесообразно разделить ситуации между микрогруппами путем жеребьевки при этом другие студенты также могут высказывать свои мнения.



Сравнительная характеристика результатов

Критерии

традиционная организация занятия

применение технологии кейс-стади

Формирование устойчивой мотивации

Студенты не могут осознать как теоретические знания связаны с реальной жизнью, что снижает не только мотивацию но и интерес к изучаемым предметам и как следствие к будущей профессии

Обеспечивает более высокую мотивацию студентов в процессе обучения, особенно при изучении нормативных документов, причём мотивация осуществляется через проблему, осознанную и воспринятую на личностном уровне

Повышает интерес к изучаемым предметам и будущей профессии.


Уровень активности (вовлеченность)

Уровень активности минимальный, студенты в основном заняты записыванием сказанного преподавателем

Делает обучение деятельным, так как студенты ставятся в условия, когда им нужно самостоятельно принимать решение в конкретной ситуации;

Профессиональная ориентация определение места знаний в профессиональной деятельности)

Зачастую студенты не понимают зачем им нужны полученные знания, как они могут применить их на практике

Помогает использовать при решении проблемы знания из других областей, устанавливать взаимосвязь теории с практикой;

Формирует взгляд на хозяйственную жизнь как на постоянно изменяющуюся систему с чрезвычайно большим числом переменных, что, в свою очередь, позволяет студентам быстрее адаптироваться на производстве;


Развитие общих компетенций

Может давать достаточно прочные знания, но не развивает необходимые для юриста компетенции (анализировать нормативные акты, находить способы разрешения спорных ситуаций, грамотно излагать свои мысли)

Развивает мышление, способность анализировать и диагностировать проблему, делать выводы; грамотно излагать свою точку зрения

Развивает коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству, чувству лидерства, деловую этику;




В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль[1]..

Метод кейс-стади предполагает коллективное обсуждение кейсов. Это хорошо, так как позволяет развивать навыки коллективной работы, обсуждения, умение выступать и отстаивать свои предложения, позволяет завязать личные контакты, но возникает проблема, преподаватель должен уметь удержать цель, все решения, конструктивно их выстроить, т.к. не всегда кейс имеет однозначное решение.

Кейс – технология позволяет создать пространство, которое делает обучение деятельным, студенты учатся находить выход из сложных ситуаций, анализировать норма права и успешно применять их при решении практических задач.







Литература

  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обученияИсточник: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600




Полный текст материала Статья "Методические особенности применения технологии кейс-стади в учебном процессе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климова Вера Васильевна  Публикатор
07.04.2017 0 2418 109

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК