Статья "Программно-коммуникационные средства мобильного обучения"


В статье рассмотрены особенности применения мобильного обучения в учебном процессе. Проанализировав все преимущества и недостатки мобильного обучения по разным авторам. Массовое внедрение технологий мобильного обучения в практику образовательного процесса позволит повысить его эффективность, достигнуть значительно высокого уровня управляемости учебным процессом со стороны педагога, что в конечном счете выльется в соответствующие позитивные результаты учебного процесса.

Мобильное  обучение  связано  с  электронным  и дистанционным  обучением,  единственным  отличием  является  использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от места нахождения и происходит при использовании портативных технологий. Мобильное обучение облегчает  доступ  к  учебным  материалам,  так  как  снимает  географическую ограниченность с помощью различных мобильных устройств.

В области мобильного обучения как компонента электронного обучения получили  наибольшее  применение  компьютерные  (электронные)  учебники, электронные книги, мобильные учебники в качестве мобильного контента. Мобильное содержимое – цифровое содержимое, адресованное владельцам  мобильных  устройств.  Как  правило,  речь  идет  о  разнообразном   цифровом  содержимом,  специальным  образом  адаптированном  или  даже изготовленном  с  учетом  технических  возможностей  мобильных  устройств  и канала беспроводного доступа. Использование  мобильных  вычислительных  устройств  (таких  как нетбуки, планшетные ПК, КПК и смартфоны) вместе с беспроводными сетями позволяет  говорить  о  мобильном  обучения.  

Поскольку понятия мобильного обучения и e-learning до сих пор часто путаются,  остановимся  на  различиях  между  этими  форматами  немного подробнее.  Прежде  всего,  мобильное  обучение  обычно  характеризуется  куда большей  автономностью.  Мобильное  обучение  почти  всегда  является неформальным. Преподаватели и тьюторы в нем, как правило, не участвуют вообще.  Всё  это  уже  очень  сильно  отличает  его  от  более-менее  типичного электронного обучения.  

Приведем основные цели мобильного обучения:

  • обеспечение равенства доступа к ИКТ;
  • повышение качества образования;
  • внедрение лучших практик интеграции ИКТ в обучение;
  • внедрение в учебный процесс таких образовательных технологий, которые формируют дифференцированное обучение;
  • формирование способностей студентов к непрерывному обучению в течение жизни;
  • дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
  • не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. такой подход является экономически оправданным;
  • учебные материалы легко распространяются между пользователями[5].

Следует обратить внимание на некоторые программно-коммуникационные средства мобильного обучения. Сегодня еще не существует единого стандарта мобильных программных средств, что сдерживает широкое распространение мобильных технологий: практически каждый производитель имеет свою собственную операционную систему и мультимедийные приложения. Операционные системы ноутбуков и планшетных компьютеров не отличаются от соответствующих средств КПК. КПК и смартфоны работают преимущественно под управлением ОС Windows, которая содержит такое ПО, как календарь, контакты, голосовую запись и др. При этом к наиболее распространенным платформам относится Symbian и Blackberry, перспективной является платформа Android.

Остановимся  на  конкретных  формах  и  методах  внедрения  мобильных технологий в учебный процесс.

1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного обучения.

Примером такого использования мобильных телефонов является активно развивающийся  проект  M-Ubuntu  [3],  разработанный  крупной  шведской организацией Learning Academy Worldwide во второй половине 2007 года. В рамках этого проекта была представлена платформа дистанционного обучения, позволяющая создать все  условия для получения новых знаний и активного использования  новейших  информационных  технологий  даже  в  отдаленных регионах  и  странах  третьего  мира.  Особенное  внимание  разработчики  M-Ubuntu  уделили  обучению  с  помощью  мобильных  телефонов,  причем воспользоваться такой системой могут не только учащиеся. Специально для преподавателей были разработаны приложения для повышения квалификации, а  также  программы  тестирования  и  контроля  студентов.  Любой  учитель, независимо от его местонахождения, используя платформу M-Ubuntu, способен проконсультироваться у профессоров крупнейших университетов.  

2.  Мобильный  телефон  –  средство  воспроизведения  звуковых, текстовых,  видео  и  графических  файлов,  содержащих  обучающую информацию.

Вторым  способом  возможного  применения  мобильных  телефонов  для обучения  является  использование  специальных  программ  для  платформ сотовых  телефонов,  которые  способны  открывать  и  просматривать  файлы офисных программ, таких как Office Word, Power point, Excel.     Также  источником  информации  могут  служить  видео  и  аудиофайлы, программы-плейеры  для  которых  есть  в  каждом  телефоне  последних  лет выпуска.  Особенно  ценной  данная  возможность  является  для  желающих изучить  иностранные  языки  –  доступно  огромное  множество  аудиокурсов  и аудиокниг, включающих файлы разного формата и длины [3].

Примером  успешного  применения  данного  способа  обучения  является ряд образовательных программ в университетах Японии и Китая. Рассматривая мобильные технологии, преподаватели этих университетов считают их очень перспективными  в  условиях  информатизации  современного  общества.

Национальный  Кибер-Институт  в  Японии,  специализирующийся  на дистанционном  обучении  через  Интернет,  в  2008  году  предложил инновационную  систему  обучения  –  с  помощью  мобильного  телефона,  что позволяет изучать любые дисциплины.  

В Китае фирма Nokia развивает программу Mobiledu, которая началась в 2007 году и включает англоязычные учебные материалы и другой  образовательный  контент  от  огромного  количества  поставщиков оперативной информации непосредственно к мобильным телефонам. Получить доступ к этой информации можно через мобильные телефоны Nokia либо через сайт  программы.  За  время  работы  программы  Mobiledu  уже  более  20  млн. человек стали ее подписчиками [4].

3.  Мобильный  телефон  и  его  функциональные  возможности позволяют  организовать  обучение  с  использованием  адаптированных электронных  учебников,  учебных  курсов  и  файлов  специализированных типов  с  обучающей  информацией  –  учебные  пособия  разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов. Еще  одним  способом  применения  мобильных  телефонов  для  обучения является использование специализированных электронных учебников и курсов, адаптированных  для  просмотра  и  выполнения  на  мобильных  телефонах учащихся.  Студентам  предлагается  загрузить  к  себе  на  телефон  Java-приложения,  содержащие,  к  примеру,  тестирования  по  определенным предметам,  а  также  информацию  (электронные  учебники,  тексты  лекций), необходимую  для  их  успешного  выполнения.  

С  использованием  различных  форм  мобильного  обучения  реализуется множество образовательных проектов, среди которых, например, 2010 Horizon Project (2010 Horizon Report). Он является совместным проектом New Media Consortium  и  EDUCAUSE  Learning  Initiative (Программа  EDUCAUSE  [4]).  В этом проекте предполагается использование мобильных компьютерных систем, объединенных в сеть, которые уже используются студентами и установлены во многих кампусах.

В  мобильное  обучение  рассматривалось  в  качестве  альтернативы традиционным занятиям в рамках экспериментального проекта  . Арвид Стаупе и Лине  Колас  (Arvid  Staupe,  Line  Kolås)  показали,  что  студенты  хотели  бы расширить услуги в отношении доступности обучения, и междисциплинарные группы  преподавателей  являются  средством  для  достижения  этой  цели. Осуществление  мобильных  уроков  способствует  как  частным,  так  и общественным  коммуникациям  с  помощью  устных  или  текстовых  каналов связи, которые также являются полезными. В  Санкт-Петербурге  при  проведении  ежемесячного  компьютерного тестирования  по  материалам  одного  из  разделов  лекционных  занятийю  в сентябре-октябре  2013  г.,  одновременно  охватывающего  235  студентов  во внеаудиторное  вечернее  время,  только  56%  студентов  воспользовались персональными  компьютерами,  ноутбуками  или  нетбуками,  при  этом  64% студентов использовали мобильные устройства во время тестирования [4]. На  рис.  1  представлены  графические  результаты  использования технических устройств при проведении компьютерного тестирования.
 
Рис. 1. Гистограмма распределения студентов по типам используемых устройств

На рис.  1 видно, что 37% студентов выполняли тест вне дома. Доля студентов,  воспользовавшихся  мобильными  устройствами  или  нетбуком  и выполнявших тест в общественных местах, составила 0,7. 3% студентов не приняли участие в тестировании по ряду причин. Большой процент студентов, использующих  мобильные  устройства  в  обучении,  подтверждает востребованность мобильного обучения.

При этом в [1] утверждается, что, несмотря  на  техническую  и  психологическую  готовность,  самостоятельно студенты слабо используют возможности мобильных телефонов для обучения, несмотря на достаточно высокий уровень их технического оснащения. На ранней стадии, когда студенты формируют группы пользователей – новаторов  и  ранних  адоптеров  –  любознательность  является  основной мотивацией студентов. Задача заключается в пересечении пропасти к раннему большинству,  в  котором  технологии  принимаются  значительной  частью потенциальной базы пользователей.

К. Бугайчук выделяет следующие преимущества мобильного обучения [1]:

  • Удобство и гибкость. Учебный процесс с использованием мобильных устройств может осуществляться независимо от времени и места нахождения слушателя и преподавателя.
  • Мобильные устройства можно использовать для быстрого создания и дальнейшей передачи информации ( фото, видео, диктофон, SMS, MMS).
  • Преодоление  технологического  барьера.  Использование соответствующих  устройств  дает  слушателю  дополнительный  опыт,  а  также побуждает  его  к  поиску  новых  способов  использования  собственного устройства, в том числе для удовлетворения учебных потребностей.
  • Мобильное  обучение  подходит  для  различных  стилей  обучения: чтение,  просмотр  фото  и  видео,  слушания  подкастов,  участие  в  дискуссиях (форум  или  SMS),  поиск  информации  в  Интернете,  прохождения  тестов, участие в викторинах и т.п..

Т.  Брабасон   также  выделил  несколько  преимуществ  мобильного обучения, а именно [4]:

  • Привлечение  потенциальных  студентов  из  неохваченных  групп населения.
  • Учебные материалы становятся доступными более широкой аудитории с помощью подкастов, мобильных приложений, блогов и электронных книг,  которые попадают в поле зрения потенциальных студентов.
  • Оживление учебной программы, переосмысление методов обучения и создания лучшей обратной связи с учащимися.

Недостатки мобильного обучения по С. Семерикову [2]:

  • Проблемы обеспечения безопасности устройства и данных в нем.
  • Малый размер экрана и трудности с доступом в Интернет.
  • Высокая стоимость начальных вкладов в организации обучения. Внедрение  информационных  технологий,  включая  Интернет  и беспроводные  сети,  создает  общую,  удобную  для  пользователя  и общедоступную  платформу,  которая  практически  избавлена  от  проблем совместимости.  При  Интернет-обучении  и  мобильном  обучении  в  центр внимания ставится не только обеспечение доступа к информации и знаниям. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется моделью, ориентированной  на  ученика,  и  выходит  за  рамки  только  классного  и дистанционного  обучения,  охватывая  гораздо  более  обширную  структуру онлайн-ресурсов.  

В  мобильном  учебном  сообществе,  когда  учащемуся  необходима информация,  он  может  получить  ее  путем  совместной  работы  с  другими учащимися. Этот  социальный  аспект  является  центральным  в  том,  каким  образом происходит  обучение  в  мобильном  учебном  сообществе.  Фактически  это  – центральное свойство образовательной культуры. Попытка  заменить  сообщество  техникой  приведет  к  изоляции  той общественной  системы,  которая  ускоряет  обучение.  

Техника  не  может  полностью  заменить  собой  культуру  обучения.  Она представляет  собой  всего  лишь  инструмент,  применяемый  в  учебном сообществе. Использование  технических  средств  не  побуждает  учиться  больше,  но является  отражением  того,  насколько  активной  могла  бы  быть  культура обучения. Таким образом, технология мобильного обучения является зеркалом культуры  организации  в  отношении  обучения,  а  не  стимулом  для  ее преобразования.

Опыт внедрения мобильных средств обучения позволяет отметить следующие положительные результаты :

  • M-обучение помогает улучшить письменные и математические навыки студентов;
  • M-обучение позволяет самому обучаемому определить те области, в которых требуется более интенсивное освоение учебного материала;
  • M-обучение служит посредником между очным обучением и обуче-нием с использованием компьютера (электронное обучение);
  • M-обучение повышает интерес к образованию у тех студентов, которые активно используют мобильные устройства[5].

Кроме того, опыт внедрения M-обучения позволяет указать перспективные направления его развития: тестирование; учебные исследования; контекстное обучение; развитие мобильных учебных социальных сетей; применение мобильных учебных игр; внедрение голосового мобильного контента синтерактивным оцениванием.
     
Список литературы:

  1. Бугайчук, К.Ф., Мобильное обучение в высшей школе / К.Ф. Бугайчук // Мобильное обучение. — 2008. — № 2. — С. 48—49.
  2. Возможности мобильных устройств и их использование в учебно-воспитательном процессе // www.itspecial.ru.
  3. Семеріков, С. О., Фундаменталізація навчання інформативних дисциплін  у вищій школі: Семеріко,. С. О., Монографія / — Кривий Ріг : Мінерал; К.: НПУ ім. Драгоманова, 2009. — 340 с.
  4. Канаво,  В. , Методические  рекомендации  по  созданию  курса дистанционного обучения через интернет [Электронный ресурс] / В. Канаво. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.curator.ru/e-learning/ (14.03.2013). — Загл. с экрана.
  5. Макарчук, Т.А., Мобильное обучение на базе облачных сервисов / Т.А. Макарчук // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 13–18.

Полный текст материала Статья "Программно-коммуникационные средства мобильного обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мшвидобадзе Тинатин  Публикатор
27.03.2018 0 199 5

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0