Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен"


Научная статья по выпускному исследованию на тему:

«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен во внеурочной деятельности»

Аннотация: «Данная статья полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Статья содержит теоретический материал, который необходим учителям для формирования познавательных УУД у младших школьников в процессе внеурочных занятий.

Статья будет полезна педагогам и детям, ведь выяснить свою тайну имени интересно каждому человеку.»

Важность моей работы, обусловлена возросшим в современном обществе интересом к тому, какое значение имеют русские имена и как имя влияет на судьбу человека.

Проблема моей работы заключается в том, что многие люди не знают происхождение своего имени и не задумываются над его значением, в то время как оно влияет на судьбу личности, предопределяя ее психологические и физиологические характеристики. Поэтому необходимо изучать значения собственных имен для определения их влияния на нашу судьбу.

Изучением имени, занимались многие известные ученые-лингвисты, такие как: И.А. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградов, Л. Базилевич, А.А. Зализняк, А.Н. Журинский. Им удалось разработать научную литературу, в которой раскрываются корни происхождения имен, а также у них получилось определить, какую роль играет имя в жизни каждого человека.

Исследование происхождения и значения имен, на мой взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны.»

Цель исследования – формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе создания словаря через исследовательскую проектную деятельность.

Предмет исследования – уровень сформированности лингвистических исследовательских умений.

Задачи исследования:

1) изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;

2) разработать программу проектного лингвистического исследования младших школьников «Организация проектной работы над «Словарем русских имен»;

3) создать «Словарь русских имен».

4) определить основные критерии сформированности лингвистических исследовательских умений младших школьников.

Практическая значимость моей выпускной квалификационной работы заключается в создании словаря русских имен, предназначенного для учащихся начальной школы; создании программы организации проектного лингвистического исследования, которая может быть использована учителями начальной школы в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Составляя теоретическую часть моей дипломной работы, я раскрыла такие понятия, как: универсальные учебные действия, проект и проектная задача, также взято за основу понятие «лингвистическое исследование», выявлены этапы данного исследования и раскрыта специфика самой лингвистики.

Мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Тайна имени», которая предназначена для учителей начальных классов. Данная программа имеет общеинтеллектуальное направление, и применяется только на учащихся 3-го класса.

В ней описаны многие приемы, а именно: как правильно организовать работу с детьми над их именами в проектной деятельности, приведены интересные задания и многое другое.

Апробируя свою научную работу на практике, я заметила, что практически все дети заинтересованы и хотят узнать какие происхождения и значения имеют их имена. С детьми мы полностью погрузились в проектную деятельность, узнали какие имена были актуальны в прошлых веках, какие имена набирают популярность на сегодняшний день. Также было интересно и родителям включиться в нашу исследовательскую работу, они вместе с детьми создавали проекты, в которых пытались раскрыть имена всей своей семьи.

Мы научились делить наши имена на морфемы (значимые части слова), тем самым, раскрыли тайну, что в одном имени могут содержаться различные другие корни\ аффиксы, которые пришли к нам из разных стран.

С учащимися мы выявили статистику, что имена, которые актуальны в нашем современном мире, они постепенно приходят к нам из разных прошлых веков.

Дети исследовали достижения великих людей, которые имели(ют) такие же имена как они. Они были очень заинтересованы.

Сам словарь русских имен, содержит в себе: словарную статью, статистику на сегодняшний день, имена каждого ребенка и взрослого, его членимость по морфемам, значение и происхождение самих имен, также около каждого имени, расположены великие (известные) личности, которые добились многого, имея свое имя, ведь за каждым именем, скрывается определенная судьба.

Список использованных источников:

Федеральные законы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М.: Просвещение, 2010.

Монографии, учебники, учебные пособия

2. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный ученик, 2005г. – 35 с.

3. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.,: Просвещение,1990, 184 с.

4. Белошапкова, В.А., Брызгунова, Е.А., Земская, Е.А. и др..Современный русский язык: Учеб. Для филол. спец. ут-тов/Под ред. В.А.Белошапкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк.,2007.-800с.

5. Бодуэн де куртенэ, И. А. Языковедение и язык.- М.: Издательство ЛКИ, 2010. — 216с. 

Словари\справочники

6. Гусева, Ю.М. Справочник личных имен народов. – М.: Рус. яз.,2000. – 656 с.


 

 


Полный текст материала Статья "Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе работы над словарем русских имен" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чупина Наталья Александровна  Natashenka3920
21.04.2018 0 282 6

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0