Статья "Перед школьным порогом"


Перед школьным порогом

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребёнка! В заметке я хочу рассказать о том, как шла в нашей семье подготовка внучки к школе. Буду рада, если мои советы в чём-то помогут родителям, заставят задуматься, сделать определённые выводы.

К школе мы с внучкой стали готовиться рано. Я часто рассказывала ей о своей работе в школе, о том, как увлекательна и интересна школьная жизнь.

Мне очень хотелось, чтобы у внучки появилось желание идти в школу, чтобы в преддверии первого класса ею владело восторженное чувство ожидания чего-то большого, важного, праздничного. На конкретных примерах старалась показывать девочке, что быть ученицей не только почётно, но и ответственно. За многие годы работы в школе я заметила, что малыши часто психологически не готовы к школе. Болезненно переносят резкий переход к совершенно новому для них образу жизни. Особенно страдают «домашние» дети, забалованные мамами и бабушками. В их широко раскрытых глазёнках бывает и растерянность, и изумление, и любопытство, и восторг, и испуг. И это не удивительно! Ведь столько нового, неожиданного лавиной обрушивается на малыша. Даже взрослого может ошеломить шум и гам в перемену, бурный живой поток в коридорах, подобное взрывам хлопанье дверей после последнего звонка. Что же говорить о неокрепшей психике ребёнка. Ему и старшеклассники кажутся великанами... В насыщенном событиями учебном дне малыши порой теряются, не знают, как поступить в той или иной ситуации. Не случайно некоторые дети боятся идти в школу.

Хорошо, если вовремя на помощь придут старшие: дома-родители, в школе - учительница. Успокоят, ободрят, помогут освоиться в новой обстановке, познакомят с основными правилами поведения. Я всегда старалась представить внучке школу как добрый гостеприимный дом, с которым будет связано много-много интересных дней. Это, по-моему, очень важно. Тем более, когда, к сожалению, о школе говорят не очень лестно.

Конечно, я не идеализировала школьные будни. Знала, как больно ранит ребёнка разочарование, когда действительность оказывается непохожей на мечту, на созданный воображением чудесный мир. Ненавязчиво, доброжелательно, очень естественно во время наших занятий я внушала внучке простую и ясную истину, без усидчивости, аккуратности и внимания, без старательности и прилежания успеха в учёбе не добьёшься…

Внучка любит рисовать. Вначале увлечённо орудует цветными карандашами. Но минут через десять отвлекается, вертится на стуле, а потом отодвигает альбом: «Пойду, поиграю!». Я останавливаю её: «Давай посмотрим, что получилось?». Внимательно рассматриваю рисунок: «Домик у тебя, как у Бабы-яги: без окон, без дверей и труба набок. Как ты думаешь, какую оценку тебе поставила бы учительница?». Внучка тянет у меня альбом: «Сейчас дорисую. Тут немножко осталось, чуть-чуть». Сколько таких ситуаций возникает ежедневно, и постепенно у девочки вырабатывается навык: «Начатое дело доводить до конца!».

Когда внучке было четыре года, мы поставили ей отдельный столик для занятий. В ящиках накапливалось всё необходимое для школы: тетради, ручки, карандаши, фломастеры, краски. Внучка сама устраивала для себя уроки труда. Пыталась шить, научилась пользоваться ножницами.

Приобрести всё необходимое для первого класса оказалось непросто и недёшево. Но в семье никто и словом не обмолвился о расходах, чтобы не омрачать радостного и светлого настроения девочки. Наоборот, магазинные хлопоты воспринимались всеми как неотъемлемая часть предстоящего праздничного события, и добрая домашняя атмосфера усиливала у внучки желание скорее идти в школу. А это очень важно, когда дети готовятся переступить порог школы.

Стоя у прилавка «Детского мира», мать раздражённо говорит ребёнку: «Вот сколько на тебя потратила! Попробуй плохо учиться!». Запугивание-не лучшее начало школьного пути сына или дочери. Знать цену вещам дети, конечно, должны. Ведь малыши заботы и любовь старших воспринимают как само разумеющееся: им и в голову не приходит, что может быть по-иному. Спору нет, воспитание детей требует от родителей великого труда и огромного терпения, нередко и самоограничения. Детям очень хочется, чтобы от родителей всегда исходила радость, душевное тепло. Возможно, не все согласятся со мной, но я всё же за то, чтобы малыш интуитивно, чутким сердцем своим ощущал: забота матери и отца о нём не тягостный труд, не тяжкая обязанность, а удовольствие и счастье. И право же, повзрослев, научившись видеть и ценить добро и сердечность, ребёнок всегда будет благодарен родителям за солнечный праздник детства.

Наши уроки с внучкой всегда были удовольствием для обоих. Они очень органично входили в жизнь внучки, были своеобразным продолжением игр. Повседневных дел. Увлекательные истории, весёлые затеи, хитроумные вопросы. Совместные прогулки, дружеские беседы обо всём на свете постепенно расширяли кругозор внучки, обогащали её ум, сердце.

Внучка рано научилась читать. Но занимались мы с ней не за столом, а во время прогулок, в часы любимых игр и встреч с книгами. Азбукой стали буквы на кубиках, заголовки сказок, обёртки конфет, поздравительные открытки, вывески, название улиц. Хорошим пособием для первоначального чтения стал набор букв «Магнитная азбука». Внучке нравилось соединять буковки. Для внучки это была игра: «Бабушка, смотри, что у меня получилось: был кот, а сменила одну букву, и стал кит ». Радость узнавания вдохновляла внучку. Она всё чаще брала в руки книгу и пыталась читать. Сначала справлялась с заголовками, с подписями под рисунками. Но открытая страница, к тому же со сплошным текстом, пугало девочку: «Потом почитаю. Меня куклы ждут». Я понимала хитрость девочки, но не заставляла её сидеть над книгой. Я лишь заменяла иногда одну книгу другой-с более крупным шрифтом и с выразительными рисунками на странице, «Поиграешь - посмотри эту книжечку, очень-очень любопытная!». Через час вижу: внучка садится на диван и ведёт пальчиком по строчкам, ею владеет любопытство, о чём пойдёт рассказ. Пусть прочитано ею всего полстранички, но какая это победа для маленькой девочки.

В тоже время внучка училась писать. Сначала она срисовывала буквы. Если же она забывала, как пишется та или иная буква, мы открывали азбуку: наглядность-лучшее средство в обучении.

Затем внучка подписала все свои рисунки в альбоме. Слова были просты, как и рисунки: дом, мяч, цветок, дерево. Мы вместе писали поздравления на открытках родным и знакомым, письмо Деду Морозу. Тексты внучка придумывала сама. В «сочинительстве» я предоставляла внучке полную свободу: пусть пишет о чём угодно, лишь бы самостоятельно, с охотой.

Довольно легко усваивала внучка и азы математики. И это не удивительно: малыш познаёт их с того момента, когда начинает ориентироваться в окружающих предметах. Буквально с колыбели! Мама - одна, руки - две… Дитя растёт и с невероятной быстротой расширяется его представление о мире. И на каждом шагу - встреча с числами. Мама любовно перебирает пальчики ребёнка: один, два, три, четыре, пять. А звёзд в синем небе много-много, не сосчитать.

Жизнь, только она щедро давала материал для наших уроков математики. Разве не интересно малышке знать, сколько в цветке лепестков, сколько ступенек на лестнице, насколько больше у брата конфет? Почти в каждой житейской ситуации, в будничных домашних делах непременно возникает задача то на одно, то на другое арифметическое действие. Взрослым стоит лишь быть понаходчивей и использовать любой момент, чтобы заняться с малышом устным счётом. Взять хотя бы часы в доме… Обращение к ним - чудесный предлог для математической разминки.

-Сколько ещё до «Спокойной ночи малыши? - спрашиваю я. Внучка внимательно смотрит на циферблат: «Ещё три часа осталось!» «А папа скоро с работы придёт?» И снова быстрый ответ: «Скоро, через часик, как стрелочка до семи дойдёт».

В общем, всё, что способствовало всестороннему развитию внучки, проистекало из окружающей действительности. Я лишь поощряла и направляла в нужное русло активность внучки, её любознательность и пытливость. Я всегда предоставляла возможность внучке высказаться, выслушивала её до конца.

Да, всё важно в пред школьной подготовке детей. Главное, чтобы забавы и ученье, дела и развлечения, игрушки и книги были чудесным сплавом познания жизни и уроками жизни. Чем старше становилась внучка, тем чаще мы требовали от неё выполнения определённых правил, ведь школа потребует ответственного отношения учёбе, к поведению в коллективе.

Не секрет, что трудолюбие, честность, скромность, вежливость, уважение к людям прививаются детям, прежде всего в семье. И мы делали всё возможное, чтобы домашняя обстановка способствовала правильному нравственному воспитанию внучки.

Бесспорно, в семейных буднях не обойтись без конфликтов. И когда у взрослых случались эмоциональные срывы, каждый судил себя строго, а потом открыто признавал свою ошибку. Когда же внучка сама в чём-то была не права, когда обижала других, я прямо говорила ей, что она поступает очень плохо. Разумеется, не стоит делать замечания по каждому поводу, но нельзя не замечать тех поступков детей, которые ведут к чёрствости, жестокости, беспредельному эгоизму. При всей своей большой любви к внучке, я не отступала от строгой требовательности, если внучка заслуживала этого. И пусть неприятен был для девочки разговор («Как ты могла?») оказывало то моральное воздействие, которое помогало ей осознать, что поступила дурно, и признать справедливость моих слов. Примечательно, что после непростого для нас обоих объяснения мы с внучкой становились ещё дружнее. Такие уроки необходимы ребёнку! Когда дети впервые перешагнут школьный порог, у них будет немало трудностей и препятствий, ссор и обид, ошибок и сомнений. И конфликтов, сложных ситуаций будет немало. Оттого-то и должны мы воспитывать детей так, чтобы из всех испытаний они выходили с честью и достоинством.

Готовить детей к каждодневным нравственным экзаменам надо задолго до первого школьного звонка. Готовить душевно и мудро, умело и тактично, терпеливо и настойчиво: ведь годы детства-то же школа, ни с чем несравнимая школа жизни! И от всех нас матерей и отцов, бабушек и дедушек, от каждого взрослого - зависит, чтобы эта школа была доброй, человечной, прекрасной, чтобы ребёнок всегда благодарно помнил о ней…

 


 


Полный текст материала Статья "Перед школьным порогом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сысолятина Елена Ивановна  Публикатор
01.06.2018 0 274 11

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0