Статья "Натуральная литература"


В. Колкин.



Натуральная литература

В мае 1945 года закончилась Великая Отечественная война, а мы с другом Петей Киселёвым окончили четвёртый класс деревенской начальной школы в южном Зауралье. Для учёбы дальше надо было ехать в город или в районный центр. Мы выбрали небольшой шахтёрский посёлок, расположенный от нас на расстоянии около 6 км. Никакого транспорта туда не было, только тропы вместо дорог. Ходили пешком. Школа была семилетняя и мы, преодолев 5-й, класс, перешли в 6-й.

Уроки литературы в школе вела Майя Ивановна Гаврилова. Очень строгая, школьники её побаивались. При задании на дом, особенно если стихи, она читала их для нас наизусть, выразительно и красиво. В начале урока она всегда вызывала к доске двоих и задавала им по одному вопросу из домашнего задания. Давала минуты на продумывание вопроса и выслушивала ответ. На этот раз отвечал я. Читал наизусть стихи А.С. Пушкина о зиме. Как читал? Тараторил , довольный, что помню слова.

- Как-как зима повисла? – остановила меня Майя Ивановна. – Где знаки препинания?

- Повисла на суках дубов. Так написано – ответил я.

И тогда она снова прочитала классу эти строки:

« Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов».

Понял я эти её уроки потом, с годами, а пока получил очередную тройку.

И вот однажды на уроке ботаники, который вела молодая и очень добрая учительница, Петя Киселёв в конце урока доверительно высказался:

Ну, а сейчас у нас будет натуральная литература.

Учительница улыбнулась и мы тоже. Но придя в учительскую , она рассказала об этом эпизоде.

Прозвенел звонок на урок по литературе. Мы зашли в класс и заняли места. Пришла Майя Ивановна, сердитая, поздоровалась с нами, а потом обратилась к Пете Киселёву:

- Встаньте и объясните нам, что это такое «Натуральная литература»?

Петя встал, опустил глаза и молчал. Даже при желании ответить он и сам не знал, что сказать. Вероятно, Майя Ивановна заподозрила отрицательный смысл в этой фразе. Откуда Петя взял это слово и почему оно ему понравилось? Свой деревенский русский язык мы знали в совершенстве и появление новых неизвестных нам слов встречали с непониманием и интересом. Так, как древние римляне не понимали научные термины греков.

- Выйдите из класса – сказала Майя Ивановна.

Петя покорно вышел. А у нас урок пошёл как обычно: у доски оказались двое отвечающих вчерашнее задание, а мы все слушали.

Вдруг среди девчонок, сидевших ближе к окну, послышались тихие хихиканья, которые стали распространяться. Майя Ивановна насторожилась, потом сориентировалась и посмотрела в окно. А там Петя Киселёв в своих чёрных вельветовых галифе не по росту, заложив руки в карманы, гуляет вдоль школы по тротуару, выложенному из битого кирпича, туда – сюда. А куда ему было податься? Дом далеко, кругом сырая глинистая почва , а впереди ещё два урока. Мы насторожились. Лицо Майи Ивановны неожиданно сделалось добрым, а потом она разразилась громким смехом, который дружно поддержал весь класс. Едва сдерживая смех, она села на стул, опустила голову на стол, закрыв лицо руками, и попросила меня позвать Петю в класс.

Мне вспомнился этот забавный, весело закончившийся случай, после того, как я узнал о появлении ненатуральной литературы, творимой искусственным интеллектом. Лиха беда начало!

03. 08. 2023 г.


Полный текст материала Статья "Натуральная литература" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гневашев Валентин Михайлович  Публикатор
02.09.2023 0 397 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК