Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики"


Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.

Щербина Л.Е., учитель информатики
МБОУ гимназия №79



Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии,

  • 14% детей практически здоровы;

  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

  • 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Одни из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения (до 30-40%) и нарушение осанки (16,8%). При проведении уроков информатики приходится постоянно обращать внимание учащихся на правильную посадку, как за партами, так и за компьютерами. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.

Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и зелёные растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях. Мы с учащимися 5 класса участвовали в экологической акции «Живая ель». В номинации презентация заняли первое место. Ребятам было интересно искать информацию, исследовать проблему истребления лесов и представлять результаты в виде презентации. Уроки информатики им в этом явно пригодились!

Здоровьесберегающие образовательные технологии также активно используются на уроках: на каждом уроке используются не менее 4-5 видов деятельности для того, чтобы предотвратить состояния переутомления, гиподинамии у детей. Например, на уроке «Визуализация многорядных данных» в 7 классе учащимся были предложены следующие виды деятельности:

  • работа с интерактивной презентацией для введения нового материала;

  • закрепление материала в виде игры;

  • первичная проверка знаний при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе;

  • выполнение задания за компьютерами.

Кроме того, на уроках информатики широко используется метод проектов, позволяющий создавать проекты по теме «Здоровый образ жизни». Это является проверенным средством профилактики вредных привычек, воспитывает стремление к ведению здорового образа жизни. Учитель, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращает возникновение дискомфортных состояний и максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:

  • уроки-игры;

  • урок-дискуссии;

  • уроки-соревнования;

  • уроки-консультации;

  • уроки с групповыми формами работы;

  • уроки творчества;

  • уроки-конкурсы.

Применение таких форм проведения урока обеспечивает плотность урока не менее 60%, у учащихся преобладают положительные эмоции, и момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности наступает к 40 минуте урока.

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке не возможна без физкультминуток. При рациональной организации урока физкультминутки должны быть на 20-й и 35-й минутах. В кабинетах информатики есть своя специфика их проведения: не обязательно прыгать и махать руками, можно просто посмотреть в окно, вдаль и на более близкие предметы. Очень любят учащиеся движения «со смыслом», стишки, «зарядку инопланетян». Например, можно начать урок с самокоррекции:

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!



Для повышения общей работоспособности организма, замедления процесса утомления и профилактики ОРВИ, конечно же, просто необходимо проветривать кабинет во время перемены. Я уже не говорю о соблюдении санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Из таких маленьких кирпичиков и складывается забота о здоровье подрастающего поколения.

Литература.

  1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.)//Медицинская газета.-2006.-№30.-с.15-18.

  2. Здоровьесберегающие технологи в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы , опыт применения/ Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина.-М.-ИВФ РАО, 2002. -181с.

  3. Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков// Валеология.-№3.-2003.-С.45-53.


Полный текст материала Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щербина Людмила Евгеньевна  kompan
15.04.2012 0 8747 755

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК