Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики.
Щербина Л.Е.,
учитель информатики
МБОУ гимназия №79
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.
По данным НИИ педиатрии,
14% детей практически здоровы;
50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
35-40% детей страдают хроническими заболеваниями
Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Одни из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения (до 30-40%) и нарушение осанки (16,8%). При проведении уроков информатики приходится постоянно обращать внимание учащихся на правильную посадку, как за партами, так и за компьютерами. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.
Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и зелёные растения в классах, рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях. Мы с учащимися 5 класса участвовали в экологической акции «Живая ель». В номинации презентация заняли первое место. Ребятам было интересно искать информацию, исследовать проблему истребления лесов и представлять результаты в виде презентации. Уроки информатики им в этом явно пригодились!
Здоровьесберегающие образовательные технологии также активно используются на уроках: на каждом уроке используются не менее 4-5 видов деятельности для того, чтобы предотвратить состояния переутомления, гиподинамии у детей. Например, на уроке «Визуализация многорядных данных» в 7 классе учащимся были предложены следующие виды деятельности:
работа с интерактивной презентацией для введения нового материала;
закрепление материала в виде игры;
первичная проверка знаний при выполнении заданий в рабочей тетради на печатной основе;
выполнение задания за компьютерами.
Кроме того, на уроках информатики широко используется метод проектов, позволяющий создавать проекты по теме «Здоровый образ жизни». Это является проверенным средством профилактики вредных привычек, воспитывает стремление к ведению здорового образа жизни. Учитель, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные отношения, предотвращает возникновение дискомфортных состояний и максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
уроки-игры;
урок-дискуссии;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
уроки с групповыми формами работы;
уроки творчества;
уроки-конкурсы.
Применение таких форм проведения урока обеспечивает плотность урока не менее 60%, у учащихся преобладают положительные эмоции, и момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности наступает к 40 минуте урока.
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроке не возможна без физкультминуток. При рациональной организации урока физкультминутки должны быть на 20-й и 35-й минутах. В кабинетах информатики есть своя специфика их проведения: не обязательно прыгать и махать руками, можно просто посмотреть в окно, вдаль и на более близкие предметы. Очень любят учащиеся движения «со смыслом», стишки, «зарядку инопланетян». Например, можно начать урок с самокоррекции:
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
Для повышения общей работоспособности организма, замедления процесса утомления и профилактики ОРВИ, конечно же, просто необходимо проветривать кабинет во время перемены. Я уже не говорю о соблюдении санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
Из таких маленьких кирпичиков и складывается забота о здоровье подрастающего поколения.
Литература.
Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.)//Медицинская газета.-2006.-№30.-с.15-18.
Здоровьесберегающие технологи в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы , опыт применения/ Под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина.-М.-ИВФ РАО, 2002. -181с.
Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков// Валеология.-№3.-2003.-С.45-53.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щербина Людмила Евгеньевна
→ kompan 15.04.2012 0 8747 755 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.