Статья "Взаимодействие детей и родителей в системе дополнительного образования"


«Взаимодействие детей и родителей в системе дополнительного образования»

Автор: Залесская Елена Валерьевна

Педагог дополнительного образования ГБОУДОД ДУМ Спб


 

Введение


 

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому не только России, но и других стран. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления подростков с народной культурой всего мира.

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению детей и школьников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать у молодежи любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой я придерживаюсь.

Большое значение следует придавать работе с родителями. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы моей образовательной программы была пропаганда народной традиции среди родителей.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы молодежь почувствовала уникальность своего народа, знала историю своей семьи, страны, возлюбила свою родину, пришла к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Цель: Рассмотреть взаимодействие детей и родителей в условиях дополнительного образования, на примере изучения народных традиций.

Для успешного достижения целей необходимо решить ряд конкретных задач:

Рассмотреть вариант привлечение родителей в процесс дополнительного образования детей

Рассмотреть реакцию детей на возможность изучать народные традиции вместе с родителями.


 


 

Что такое темперамент

Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
Типы темперамента Гиппократа.
   Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), древнегреческий врач, предложил типологию темпераментов, основанную на постулировании того, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). На основе этого гуморального принципа дал описание различных эмоциональных проявлений. В частности, по его представлениям, при душевном возбуждении одни люди склонны вести себя по маниакальному типу поведения, другие — по депрессивному. Считал, что существует определенное влияние климато–географических условий на свойства характера человека и его общественную организацию.
   Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как:
1. сангвиник,
2. холерик,

3. флегматик,
4. меланхолик.

   Сангвиника  можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д'Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Холерика  можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Флегматика  можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
   Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Д


 

Методы исследования

Наблюдение


 

Наблюдение в психологии – описательный психологический метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. 

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс . В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

1.Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,

  1. Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др., 

3.Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана наблюдения.

  4. Выбор метода обработки результатов.

  5. Собственно наблюдение.

  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

  2. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.


 


 


 


 

Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

 

«Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность вс его большого человеческого общества»

Ф. Адлер

 

Существует обширная литература в области психологии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей.

Одна из наиболее ранних классификаций родительских установок предложена в 1937 году О. Коннером. Он различал четыре типа позиций:

1. принятие и любовь

2. явное отвержение

3. излишнюю требовательность

4. чрезмерную опеку

На основе этого можно рассмотреть какие бывают типы родителей.

Требовательный родитель

«Требовательные родители» любят своих детей, но выражают свою любовь неадекватно. Oни хотят добра своему ребёнку, но «плоды» их вoспитания

прямо противоположны ожиданиям. Такие родители лишают права выбора ребенка, принемая за него решения. Поэтому дети не имеют возможности делать ошибки и извлекать из них уроки.

Критикующий родитель

Это Перфеционист. Постоянно стремиться быть лучше всех и нацеливают своих детей только на успех. Перфекционизм – постоянное стремление к совершенству – к тому, чего нельзя достигнуть, ибо нет в мире совершенства.

Стремясь к призрачным целям, родители и себя и детей ставят в ситуацию провала, неудачи, поражения. В результате ребенок вырастает злобным, критикует всех вокруг. При этом он чувствует себя «ненастоящим» - боится, что его могут разоблачить в любую минуту. Каких бы успехов ни достиг такой ребенок в жизни – голос критикующих родителей будет преследовать его всю жизнь.

«Сверхопекающие родители»

Эти родители лишают своих детей шанса стать зрелыми, ответственными взрослыми, подобно тому, как это делают « требовательные», различие состоит в том, что «сверхопекающий родитель» достигает своей цели, манипулируя чувством вины в ребенке: « мы тебе дали все, а ты не благодарный»…а «требовательный» использует силу и давление. Однако в том и другом случае дети вынуждены соглашаться и подчиняться родителям.

В результате душевная дистанция между детьми и родителями увеличивается, поддерживаемая чувствами вины и страха. Родители бояться выпустить ребенка из-под контроля, а он боится самой жизни.

«Отстраненные родители»

Такие родители недоступны для своих детей. Они либо слишком заняты, либо очень устали, либо постоянно больны, чтобы заниматься ребенком –

Это делают бабушки, воспитатели, репетиторы, вообще другие люди.

Многие «отстраненные родители» как будто бояться эмоциональной привязанности к детям, как и тех взаимоотношений, где требуется реальная забота о других. О себе они тоже не умеют заботиться. Для них любовь – трудное дело, поскольку самим не хватало любви в детстве.Дети таких родителей не любят себя, они могут легко встать на путь саморазрушения – алкоголь, наркомания….Душевная боль превращается у них в гнев или чувство вины.

«Ответственные родители»

Вместо постоянного контроля за жизнью детей, надо доверять им, давать право выбора. Это залог того, что они вырастут уверенными в себе, с большими личностными ресурсами и умением принимать ответственные решения. Если родители научились быть ответственными они не станут демонстрировать свое превосходство над детьми, а всячески будут внушать им, что надо полагаться на самого себя. «Ответственные родители» что они нисколько не лучше своего ребенка. И дети вырастают уверенными в своем равенстве с другими детьми, что помогает им прочно стать на ноги во всех смыслах слова. Взаимное уважение – вот главный принцип «ответственных родителей»

 

Диагностика

 

Большое значение в дополнительном образовании следует придавать работе с родителями, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.

Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. В своей работе хочу поделиться опытом работы с родителями в системе дополнительного образования. Я являюсь художественным руководителем ансамбля песни и пляски народов мира «ГРОМГОРА» Ансамбль молодой всего два года. Идея создать коллектив, в котором на сцене родители поют и пляшут вместе со своими детьми пришла не сразу. Вначале как обычно собирался детский ансамбль. К репертуару я отношусь очень серьезно и стараюсь, чтоб детям занятия были не только полезны, но и интересны. Прошло совсем немного времени, когда отец одного участника ансамбля, попросился присутствовать на репетиции. Сначала меня это смутило, но потом я решила, что это будет очень интересно, ведь песни народные всегда исполнялись в семьях совместно. Я решила устроить открытое занятие для родителей. Все родители пришли и с увлечением стали разучивать наш репертуар. Самое важное, что детям это так понравилось, что мы решили устроить совместный концерт. Готовясь к концерту, мы стали изучать костюмы, выяснилось, что есть несколько мам, которые умеют шить. Костюмы изготавливали совместными усилиями, и дети тоже в этом принимали участие. Самое важное, что в процессе такой работы у детей формируется художественный вкус, понимание традиций, уважение к своей стране, интерес и такое же уважение к культуре других народов. Когда ребенок видит свою маму или отца в красивом народном костюме, ему тоже хочется быть таким же, ведь дети копируют своих родителей. Еще один очень важный момент. Дети увереннее себя чувствуют на сцене рядом с родителями. Пропадает боязнь сцены, скованность. Концерт превращается в большой праздник, как для детей, так и для родителей. Потом после концерта мы обязательно устраиваем совместный просмотр видеозаписи и обсуждаем что было удачно, а что не совсем получилось и над чем будем работать в дальнейшем. Детям позволяется делать замечания родителям, обсуждения всегда проходят весело с увлечением!

Я думаю, что такой вариант привлечения родителей в систему дополнительного образования очень полезен и надеюсь, что кто-нибудь из коллег рискнет его использовать у себя в коллективе.


 

Выводы

Итак, была выявлена проблема взаимопонимания детей и родителей в условиях дополнительного образования.

Были решены поставленные задачи.

Привлечение родителей в процесс дополнительного образования это необходимость, диктуемая нашим временем. Родители помогают детям быстрее осваиваться на сцене, концерт превращается в большой семейный праздник, который дети будет хранить в памяти всю жизнь. Происходит сближение детей и родителей, а также педагога, вероятность конфликтных ситуаций становиться меньше, формируется общий художественный вкус, появляется гордость за культуру своей страны и уважение к другим народам, что очень важно в наше нелегкое время.

 

Литература

 

Гиппократ. Избранные книги. М., 1936;

Гиппократ. Сочинения. М., 1941–44;

Дружинин В.Н. Эксперементальная психология СПб.,- 2000

Валеев Г.Х Методология т методы психолого-педагогических исследований

СПб 2001

Титаренко В.Я Семья и формирование личности М.,- Мысль 1987

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html

http://www.kid.ru/pregnancy/index603.php3

http://www.tvoyrebenok.ru/deti-roditeli.shtml

 

 

 

Начало формы

Существует обширная литература в области психологии и педагогики, в которой рассматриваются отношения и взаимодействия родителей и детей, а также темы образования, воспитания и терапии родителей.


Полный текст материала Статья "Взаимодействие детей и родителей в системе дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Залесская Елена Валерьевна  Публикатор
15.10.2021 0 569 4

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК