Статья "Цифровизация общего образования как сфера деятельности современной школы"


Районный семинар «Слово учителю – мастеру» - 2022

директор МОУ – СОШ с. Приволжское Шашлова М.В.

 

Цифровизация общего образования – необходимая сфера деятельности современной школы

 Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Цифровизация общего образования – необходимая сфера деятельности современной школы.


 

Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы, но могут ли похвастать этим образовательные организации? Сомневаюсь. При этом, как это не парадоксально, оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, но бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим процесс. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.

Даже если мы будем до последнего отрицать технологии, но от этого они не перестанут развиваться. И дистанционный формат обучения показал, что без вебинаров, презентаций и приложений обучение просто не было бы возможным.

С этой целью хочу поделиться с вами подборкой полезных приложений для учителей и руководителей.

Сервисы Google

Люди делятся на два типа: одни жить не могут без гуглдоков, а другие просто ещё не пробовали. Если очень коротко о нем, то сервисы Google — как если бы все файлы Microsoft Office сохранялись сами и были с вами везде, на любом устройстве, на котором есть интернет. 

 

Каждый документ, который вы создаёте или загружаете на Google Drive может быть доступен:

только вам, 

конкретным ученикам или коллегам, почту которых вы укажете,

или каждому, у кого есть ссылка.

По вашему желанию презентацию, текстовый документ или таблицу «гости» смогут:

только смотреть,

смотреть и комментировать,

редактировать.

Проверять домашнюю работу, работать над эссе, разрабатывать план курса, презентовать новую тему, создавать и делиться конспектами — всё это и многое другое можно и, главное, удобно делать с помощью сервисов Google.

 С помощью этого инструмента можно создавать тесты и викторины, проводить опросы или собирать информацию об учениках.

Можно использовать самые разные варианты вопросов — от простого “выберите правильный ответ” до интересных “соедините пары” и “дополните таблицу”. Можно тематически оформить — загрузить свою картинку или выбрать тему оформления. А можно делать ветвление (гиперссылку) — ученик попадёт на нужную страницу, в зависимости от того, какой вариант ответа выберет.

А все ответы сразу будут формироваться в таблицу. Так будет просто отследить, какой вопрос вызвал больше всего затруднений, сравнить открытые вопросы и проанализировать результаты.

Не могу обделить вниманием приложение для смартфонов Google – calender. В работе учителя много дат… очень много дат и дел (сдать ктп, подготовить план по тому, по этому и еще по вот этому).

Почему именно Google? Синхронизация. Вся моя система построена на гугл-сервисах.

Онлайн – доски

Об этом образовательном онлайн инструменте известно давно и многое.

Преимущества: они бесконечны, можно ничего не стирать, не мыть тряпку и мел тут никогда не заканчивается. Этакое педагогическое изобилие.

А если серьёзно, это единое пространство для вас и ваших учеников. Но, в отличие от остальных онлайн инструментов, едины здесь не только визуальное пространство, но ещё и время.

Все что рисует или печатает обучающийся на доске сразу видно вам и остальной группе. Нет пауз и неприятных провисаний в уроке, когда один из группы печатает, зато есть возможность видеть ход мысли каждого ученика.

Онлайн-доски незаменимы также при мозговых штурмах и командной работе.

Но не только. Просто выделите 5 минут в конце урока и предложите ребятам рисовать на доске что вздумается. Вы удивитесь, как много счастья принесёт такая простая активность — и младшим школьникам, и подросткам (особенно подросткам!), и вам, если попробуете присоединиться. Для кого-то это даже становится традицией завершения урока.

 


 

Конструкторы интерактивных приложений

Отдельного внимания заслуживают конструкторы интерактивных приложений.

StudyStack  (стади стек)— является одним из лучших аналогичных инструментов. Он позволяет учителям и ученикам создавать флэш-карточки, кроссворды, тесты, поиск слов и другие игровые упражнения в  любой предметной области.

Learningapps.org (лёнингапс) - полностью бесплатный и русифицированный онлайн-сервис из Германии, позволяющий создавать всевозможные интерактивные упражнения для проверки знаний. Это, наверное, самое краткое описание данного ресурса, потому что функционал Learningapps очень большой. Этому можно посвятить отдельное выступление, поэтому для тех, кто не знаком или мало знаком с этим ресурсом я прикладываю одно из многочисленных руководств по работе с этим конструктором.

Flippity (флипити): интерактивные задания в Google Таблицах. еще один из веб-сервисов для учителя, при помощи которого можно создавать разнообразные интерактивные упражнения для обучения. Сервис бесплатный, интерфейс англоязычный, регистрации не требуется, но требуется учетная запись на Google, некоторые упражнения можно распечатывать, все необходимые инструкции и демоверсии приведены для каждого из упражнений.

Методическая поддержка педагогических работников.

В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО. В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается».

Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.

Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования 

На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: 

С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.

В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: 

Видеоуроки - результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.

Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: 

И, в завершении своего выступления я хотела вернуться к актуальности темы моего выступления, выражаясь конкретнее, немного о грустном…

В связи с последними событиями, а я имею в виду бумажно-ксероксную проблему, для среднестатистического учителя с его среднестатистической заработной платой подготовка, обновление, тиражирование дидактического и раздаточного материала – стало несколько затруднительным.

Поэтому, надеюсь, что данный обзор функционала довольно ограниченного диапазона цифровых ресурсов (их много, очень много) позволит вам решить ряд организационных и не только, задач в учебном процессе и дать возможность беспрепятственно совершенствовать свое мастерство УЧИТЕЛЯ! Ибо, как говорил Сократ: Все профессии — от людей, и только три — от бога: педагог, судья и врач. А я от себя добавлю – БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!


 


 


 

3

 


Полный текст материала Статья "Цифровизация общего образования как сфера деятельности современной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шашлова Марина Владимировна  Публикатор
07.06.2022 0 597 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК