Статья "Организация работы с системными затруднениями учащихся с использованием модуля МСОКО АИС "Сетевой город. Образование"


Организация работы с системными затруднениями учащихся

с использованием модуля МСОКО АИС "Сетевой город. Образование"

в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

 

В п. 4 части 1 статьи 10 закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности (образовательные организации), также обеспечивают и оценку качества.

В школьной практике контроль – это этап образовательного процесса, целью которого является определение уровня, с которым учащийся освоил предложенный материал. Особенность школьного контроля состоит в том, что у него двуединая цель – непосредственно оценить знания и умения учащихся и способствовать дальнейшему обучению учащихся. Т.е. в результате контроля педагог должен не только оценить знания ученика по конкретной теме/разделу/модулю, но определить его учебные затруднения, создать условия для их ликвидации/минимизации. По словам Министра Просвещения Российской Федерации С.Кравцова «Неуспеваемость ученика должна определяться не по итогам государственной аттестации, а на более ранней стадии и немедленно устраняться».

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов требует изменения подходов к оцениванию образовательных результатов: перехода от системы контроля качества к системе управления качеством образования. Такой подход подразумевает анализ системной детальной информации о качестве образования учащихся с целью учёта индивидуальных результатов освоения образовательных программ учащимися, своевременного внесения корректировок в процесс обучения.

Возможность автоматизированной оценки качества образования на уровне каждого учащегося, класса, общеобразовательной организации, муниципального образования и региона в целом предоставляет модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» (МСОКО).

Оценка системы качества образования происходит автоматически путем обработки данных системы электронного классного журнала АС СГО «Сетевой город. Образование».

Хочу поделиться опытом работы педагогов и администрации школы с одним из отчётов МСОКО «Результаты контрольных работ». Этот отчет содержит такую информацию как дата проведения контрольной работы; отметки, выставленные учителем за данную контрольную работу; отметка, рекомендуемая каждому учащемуся; итоговая оценка за предыдущий учебный период; сравнение отметки за контрольную работу с итоговой. Также - рассчитывает средний бал каждой контрольной работы, уровень результативности контрольной работы (высокий, достаточный, низкий). Этот отчет позволяет сравнить результаты работы с индексом ожидаемой результативности (ИРО) и определяет уровень результативности (высокая, достаточная, низкая). Отчет показывает результативность контрольной работы – степень обученности (СО), т.е. долю учащихся, выполнивших работу без «2» и качественные результаты выполнения контрольной работы – качество обученности (КО), т.е. долю учащихся, выполнивших работу на «4» и «5». К отчету «Результаты контрольных работ» дополнительно формируется более детальный отчет «Протоколы контрольных работ». Этот отчет формируется системой только при условии заполнения учителем-предметником плана контрольной работы. Отчет «Протокол контрольной работы» содержит информацию о количестве заданий, их сложности (базовый, повышенный уровень), вес задания в баллах, контролируемые элементы содержания по кодификатору ФИПИ (КЭС). Система Модуль «МСОКО» детально анализирует каждую контрольную работу по заполненному протоколу работы и выявляет те задания, КЭСы которые не усвоены учащимися или те задания, которые имеют низкую результативность выполнения. Автоматически формируется аналитический протокол, который содержит в том числе и реестр затруднений по контрольной работе. Реестр затруднений показывает результативность каждого ученика, а также класса в целом. Также этот отчет формирует рекомендации для учителей-предметников – список учащихся, требующих индивидуальной работы по повторению/закреплению конкретных тем/модулей программы.

Таким образом, конкретизируются учебные затруднений, имеющиеся у большинства учащихся (типичные ошибки), и индивидуальные затруднения отдельных учащихся (группа «риска», группа «пограничных» результатов).

Кроме этого, сравнивая прогнозируемые и полученные результаты на основе технологии анализа контрольных работ Н.Б.Фоминой, данный отчёт позволяет проанализировать в целом состояние образовательного процесса в конкретном классе:

  • определить, насколько эффективно в данном классе организован образовательный процесс (высокий/низкий уровень);

  • на основе разницы между результативностью контрольной работы и оценочным показателем определить объективность выставления текущих и итоговых оценок учителем-предметником;

  • анализируя показатели качества обученности и индекса качества обученности, определить насколько эффективно в классе ведётся работа с «сильными» учащимися;

  • анализ показателя степени обученности позволяет сделать вывод, на должном уровне или нет ведётся работа со «слабыми» учащимися;

  • реализован ли прогнозируемый показатель результативности, если нет – установить причины - типичные ошибки большинства учащихся (задания, с которыми не справились 35% и более учащихся).

Такая характеристика оценочных процедур обладает достаточной полнотой, объективностью, достоверностью и содержит то ядро информации, которое необходимо для осуществления оценки качества обучения.

Анализ данного отчёта МСОКО даёт возможность:

учителю-предметнику:

  • своевременно выявлять проблемы в достижении предметных результатов как отдельными учащимися, так и группой учащихся;

  • в системе отслеживать динамику возникающих образовательных затруднений, своевременно применять меры по их ликвидации/минимизации;

  • прогнозировать результаты образовательного процесса по предмету;

  • планировать индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса по учебному предмету, исходя из индивидуальных особенностей, возможностей, потребностей отдельных учащихся;

  • своевременно информировать родителей об образовательных достижениях/образовательных дефицитах их детей.

администрации школы:

  • иметь полную, достоверную и объективную информацию об уровне индивидуальных достижений учащихся, о результатах освоения образовательной программы в каждом классе и школе в целом;

  • своевременно выявлять проблемные компоненты, влияющие на качество образования, учитывать динамику их проявлений, своевременно реагировать на отклонения от заданных параметров;

  • прогнозировать уровень подготовки учащихся к внешней оценки качества образования, к сдаче государственной итоговой аттестации;

  • определять актуальные профессиональные затруднения педагогов, способы и методы их устранения;

  • вносить корректировки в план ВСОКО и основную образовательную программу в части рабочих программ педагогов;

  • проводить своевременную разъяснительную работу с родителями (законными представителями) учащихся об уровне индивидуальных образовательных результатов их детей, способах решения возникающих проблем.

По результатам проведённого анализа оценочных процедур организуется работа по устранению возникших образовательных проблем. В школе разработана институциональная модель работы с результатами оценочных процедур.

Определён круг участников образовательных отношений, реализующих мероприятия для учащихся, испытывающих затруднения, выявленные в ходе оценочных процедур, мониторинговых исследований: администрация школы, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, учитель-логопед, учащиеся и их родители.

Классный руководитель из беседы с учащимися и их родителями (законными представителями) изучает образовательные запросы и потребности, возможности семьи, состояние здоровья ученика.

Учитель-предметник изучает образовательные дефициты ученика по предмету. Затруднения, которые испытывают большинство учащихся, ликвидируются путём организации системного повторения на уроках, в домашних заданиях, на групповых и индивидуальных консультативных занятиях по темам и разделам курса.

Для ликвидации затруднений отдельных учащихся разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, которые предусматривают создание условий получения образования учащимися в соответствии с требованиями ФГОС, обеспечивающих индивидуализацию образовательной подготовки, вариативность образования, с учётом образовательных потребностей и запросов в условиях развивающей предметно-пространственной среды.

Педагог-психолог и учитель-логопед включаю данных учащихся в состав коррекционных групп или предусматривают индивидуальные занятия. В случае, если учащиеся уже занимаются в таких группах, корректируют программу занятий.

После того, как все вопросы изучены, вышеперечисленные специалисты собираются на совещание у заместителя директора по УВР и обсуждают проблему, как обеспечить базовый уровень освоения программы каждым учеником. Эффективно это можно сделать, используя метод «Фишбоун»: проблема – недостаточный уровень знаний по предмету решение - индивидуальная работа учителя-предметника; проблема - низкий уровень сформированности общеучебных навыков решение – коррекция и развитие познавательной сферы педагогом-психологом; проблема – низкий уровень сформированности регулятивных УУД решение – индивидуальное сопровождение классного руководителя и координация деятельности всех участников образовательных отношений.

Как сделать так, чтобы весь этот процесс был функциональным, регулируемым, мобильным? Решение – составление индивидуального образовательного маршрута.

Функционал специалистов определен, формируется образовательное пространство. Для этого учитываются все возможности образовательной организации. Наша школа работает в одну смену, поэтому, кроме образовательных услуг, определённых учебным планом и планом внеурочной деятельности, во второй половине дня мы можем реализовывать дополнительные образовательные услуги, как на безвозмездной основе, так и на платной основе.

Учитывая индивидуальные особенности ученика, возможности школы, образовательные запросы семьи, составляется карта индивидуального образовательного маршрута. В карте отмечаются дни недели, формы и время занятий. Составленная карта индивидуального образовательного маршрута согласуется с родителями (законными представителями) учащегося, один экземпляр даётся родителям, один – находится у классного руководителя для осуществления координации и контроля выполнения.

Учитель-предметник составляет календарно-тематическое планирование с указанием содержания, форм и дат занятий, направленных на коррекцию результатов. Определяет формы и даты контрольных точек, результаты которых учитывает в ведомости. По результатам контроля корректируется индивидуальный маршрут ученика.

Педагог-психолог и учитель-логопед составляют план коррекционных занятий с учащимися, выбирают программу подготовки. Заполняют карту психолого-педагогического сопровождения ученика, где фиксируют Ф.И.О., развиваемые на занятиях процессы, даты и результат каждого занятия, результат итоговой диагностики.

По итогам реализации индивидуального образовательного маршрута проводится совещание специалистов у заместителя директора по УВР. При необходимости (возникших проблемах, трудностях и т.д.) проводятся внеплановые совещания для принятия решений по создавшейся ситуации.

Таким образом, модуль «МСОКО» помогает комплексно решать проблемы оценки качества образования и предоставляет широкий выбор инструментов для администрации и педагогов школы.

 

 

Микаилова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма».

март, 2023 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Организация работы с системными затруднениями учащихся с использованием модуля МСОКО АИС "Сетевой город. Образование" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Микаилова Ирина Евгеньевна  Публикатор
13.03.2023 0 379 35

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК