Методическое пособие "Использование обучающего сайта на уроках физики"

Методическое пособие "Использование обучающего сайта на уроках физики"









Краснокутская Дарья Михайловна

ГБОУ Центр Образования № 1847,

г. Москвы

Учитель физики



Методическое пособие

по использованию обучающего сайта на уроках физики

















Источники материалов

  1. www.ucoz.ru

  2. www.narod.ru

  3. www.samomu.ru

  4. http://omy.ucoz.ru/index/ucoz1/0-7

  5. http://omy.ucoz.ru/index/ucoz2/0-8









































Введение

Современное общество характеризуется высокой скоростью информатизации. Очень значимым сегодня становится сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации. Данные процессы могут осуществляться как на основе современных компьютерных технологий, так и «старым» способом при помощи книг, энциклопедий и т.п. Информационная грамотность становится не менее важной, чем грамотность при письме или математическая грамотность. Возможность применять её и реализовывать в учебной, познавательной деятельности, для самообразования, общения, в сфере досуга значимо для всех субъектов образовательного процесса (учитель, обучающийся, родитель).

Особенно важно современному учителю для повышения мотивации обучающихся к изучению школьных дисциплин задействовать потенциал информационных технологий (презентации к урокам, компьютерные анимации, модельный эксперимент, интерактивные учебные пособия и т.д.) и активно включать в работу Интернет. Не секрет, что современный школьник в основном использует сеть для поиска информации не учебного содержания и общения не по учебным вопросам. В виду этого, существует острая потребность организации учебно-познавательных интернет-пространств учителя для своих учеников, их родителей, а также своих коллег. Что позволяет ввести учебный процесс в ту сферу общения, которая интересна на сегодняшний день подростку. Также, следует отметить, что создание собственного информационно-обучающего пространства на сегодняшний день не является проблемой. Имеется большое количество бесплатных хостингов, позволяющих открыть и вести такое пространство. Поэтому, молодому начинающему педагогу, а, возможно, и опытному актуально иметь методическое пособие по созданию, наполнению и практическому использованию сайта как на уроке, так и во вне урочное время. Всё выше сказанное и обеспечило актуальность разработки «Методического пособия по созданию и использованию обучающего сайта на уроках физики».

Цель данной разработки состоит в разработке модели информационного образовательного пространства и создании самого сайта, который могут использовать все субъекты образовательного процесса (учителя, обучающиеся, родители).

Задачи, которые решались в процессе работы:

  1. Исследовать возможность создания личного информационно-образовательного пространства

  2. Разработать модель сайта, который был бы интересен, нужен и востребован учителями физики, обучающимися, родителями

  3. Разработать методические рекомендации по использованию ресурсов сайта молодыми учителями физики в процессе подготовки к уроку и обеспечить методическую поддержку пользователя

  4. Создать сайт учителя физики, который бы, помимо обучающей задачи, давал бы возможность осуществлять обратную связь учителя, ведущего сайт, со школьниками, учителями и родителями

  5. Провести апробацию сайта в своей школе с целью подтверждения правильности разработанного методического подхода.

Зачем учителю, работающему в школе, нужно сегодня личное информационно-образовательное пространство?

  • Для индивидуализации учебного процесса по содержанию, объёму и темпам усвоения учебного материала, что позволит более успешно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося

  • Для активизации школьников в процессе усвоения учебной информации, что позволит лучше сформировать информационную компетенцию

  • Для повышения интереса к процессу познания и к предметному материалу, что позволит повысить мотивацию к изучению физики

  • Для повышения эффективности использования лимитированного учебного времени, что позволит изменить характер труда преподавателя, сделать его более творческим и интересным самому учителю.

  • Для включения в «учебное поле деятельности» родителей, что позволит усилить воспитательный аспект и сделать более эффективной цепочку «учитель – обучающийся – родитель».

  1. Разработка сайта

На сегодняшний день в Интернете существует огромное количество компаний, которые предлагают возможности создания бесплатных сайтов на основе их хостинга.

Самые популярные среди них:

В чём состоят преимущества таких хостингов?

  • Бесплатное пространство

  • При минимальной затрате средств возможно создать несколько сайтов поддержки

  • Не обязательно иметь образование Web-дизайнера, так как внутри самого хостинга имеется подробная пошаговая инструкция по созданию и поддержке таких сайтов

  • Редактирование сайтов возможно и через визуальный редактор и, для тех кто освоил, через html-код

Но, в тоже время, у таких бесплатных хостингов есть и свои недостатки.

  • Если сайт не посещается в течение определённого времени, то он может быть удалён

  • Есть ограничения в добавлении дополнительных функций

  • Разработчиками предлагается набор определённых шаблонов оформления сайта

  • Пространство слабо защищено от атак хакеров и рекламных баннеров.

Тогда зачем же использовать такие хостинги? Во-первых, это для начинающих владельцев сайта отличная школа по освоению технологий дизайна сайта. Во-вторых, это возможность заявить о своём пространстве уже сейчас и войти как в информационное образовательное пространство, так и усилить обратную связь со своими учениками.

Для создания своего личного информационно-образовательного пространства я выбрала хостинг www.ucoz.ru. Это одна из самых популярных систем для быстрого и бесплатного создания сайта в Рунете. Меня привлек очень удобный интерфейс для создания и редактирования сайта. Большое количество шаблонов, помогут вам создать полноценный сайт в Интернете за считанные минуты. Но, для создания качественного сайта на Ucoz, нужно немного больше времени. Краткое описание технологии создания сайта:

  • Регистрация на сайте ucoz.ru;

  • Регистрация доменного имени;

  • Вход в панель управления сайта;

  • Выбор дизайна

  • Выбор активных модулей сайта;

  • Создание меню сайта;

  • Заполнение сайта материалом

Подробное описание создания сайта на данном домене есть на сайте:











  1. Структура и содержание сайта

Если учитель-предметник сможет создать своё информационно-обучающее пространство, то его ученики смогут общаться с учителем, решать задачи, участвовать в различных проектах, осваивать информационные технологии. Сам учитель-предметник сможет более активно контролировать уровень знаний своих обучающихся, давать домашние задания, отслеживать и оценивать их выполнение. Родители смогут получать информацию о конкретном физическом материале (освежить свои знания для оказания конкретной помощи своему ребёнку), быть в курсе необходимой нормативно-правовой информации, последних изменений в образовательном процессе, отслеживать успеваемость своего ребенка, вести дистанционную беседу с учителями, вносить свои предложения. Поскольку основными пользователями сайта предполагаются учителя, обучающиеся и родители, то основные содержательно-структурные блоки и будут адресованы этим группам пользователей. Также, каждый блок определённого пользователя должен предполагать обратную связь самого пользователя и создателя – разработчика сайта (учителя).

На данной схеме можно увидеть, что каждый из основных блоков сайта связан с создателем через обратную связь, которая может осуществляться через следующие модули:

  • Форум (для обучающихся, учителей, родителей);

  • Личные сообщения;

  • Новости сайта;

  • Гостевую книгу;

  • Навигатор по сайту.

Система навигации в первую очередь будет полезной для начинающих пользователей сайта. Для постоянных же посетителей предусмотрено быстрое меню. В зависимости от группы пользователя разработано содержание и навигатор по сайту.

Так ученик может выбрать три направления работы с сайтом:

  1. Подготовка к уроку:

предметный материал, поддерживающий элементы содержания ( по стандарту);

- тренинг по решению задач;

- подборка заданий для подготовки к тематическому контролю знаний;

- разработки, рекомендации к выполнению лабораторных работ.

Контроль за деятельность обучающихся осуществляется через форум, на котором предоставлена возможность диалога с учителем по наиболее проблемным вопросам.

Повторение учебного материала может осуществляться дифференцированно, с разными скоростями выполнения:

- «со скоростью света» - интерактивные формулы и слайд шоу;

- «со скоростью звука» - интерактивный учебник;

- «не спеша» - видеоуроки.

Данная дифференциация дает возможность обучающимся «продвигаться с разными скоростями», в собственном темпе и затрачивать различное время в зависимости от собственного уровня подготовки.

  1. Подготовка к итоговой аттестации:

Подготовка к итоговой аттестации должна осуществляться регулярно и систематически. Независимо от того, в каком класс обучается школьник.

- для обучающихся 7 и 8 классов предусмотрена итоговая аттестация по материалам учебного года;

- для обучающихся 9 классов – работа в формате ГИА за курс 7-9 классов;

- для обучающихся 10 классов – за курс 10 класса и вопросы из 7-9 класса;

- для обучающихся 11 классов – работа в формате ЕГЭ.

Провести проверку и корректировку знаний учитель сможет так же через форум.

  1. «Хочу больше знать»

Очень приветствуются те школьники, которые хотят узнать больше, чем предполагает программа по предмету. Поэтому, для таких обучающихся, которые любят задавать вопрос «Почему?», создан раздел «Хочу больше знать», в котором есть:

- статьи про великих ученых-физиков;

- виртуальные лаборатории;

- видео-опыты;

- материал по астрономии;

- рассказы о современных достижениях в науке;

- возможность изучать физику на английском языке.

То есть, для обучающихся представлена возможность не только поработать с предметным материалом, ликвидировать пробелы в знаниях, провести самостоятельно контроль знаний, но и расширить свой кругозор.

Структура сайта для учителя.

Из данного раздела учитель может использовать материал для:

  1. Подготовки к уроку.

предметный материал, поддерживающий элементы содержания (по стандарту);

- тренинг по решению задач;

- подборка заданий для подготовки к тематическому контролю знаний;

- разработки, рекомендации к выполнению лабораторных работ;

- разработанные конспекты уроков;

- готовые презентации к урокам;

- методические рекомендации к урокам для молодых специалистов и учителей, не имеющих педагогического образования.

Так же через форум посетитель сайта может обратиться к создателю сайта и задать ему вопрос по поводу размещения и содержания представленного материала.

Весь размещенный в данном разделе материал учитель может использовать для:

- подготовки тематического материала к уроку;

- составления конспекта урока;

- подбора видеоматериала, интерактивного эксперимента;

- поиск интересного материала для создания проблемных ситуаций на уроке;

Подбор задач (качественных, расчетных, графических) для урока решения задач или контроля знаний обучающихся;

Актуальным сегодня этот раздел может стать для детей, обучающихся на дому или дистанционно.



Структура сайта для родителей.

Родители могут использовать материалы сайта для:

  1. Оказания помощи ребенку при подготовке к уроку (Данный раздел особенно пригодится родителям, чьи дети находятся на семейном обучении);

  2. Получения подробной информации об итоговой аттестации обучающихся;

  3. Дистанционного общения с учителем, контроля успеваемости обучающегося.



Заключение

В данном пособии даны методические рекомендации по структуре и наполнению информационно-образовательного пространства учителя физики. Представленная методическая разработка может оказать серьёзную помощь учителю, который решил создать свой сайт и использовать его в своей работе для создания обратной связи со своими обучающимися, их родителями и своими коллегами.

В ходе работы над сайтом были решены следующие задачи:

  1. Исследованы возможности создания личного информационно-образовательного пространства на различных хостингах.

  2. Разработана модель сайта, который был бы интересен, нужен и востребован учителями физики, обучающимися и их родителями.

  3. Разработаны методические рекомендации по использованию ресурсов сайта молодыми учителями физики в процессе подготовки к уроку.

  4. Был создан сайт, который бы, помимо обучающей задачи, давал бы возможность осуществлять обратную связь учителя, ведущего сайт, со школьниками, учителями и их родителями.

  5. Проведена апробация сайта в школе с целью подтверждения правильности разработанного методического подхода.

Вместе с тем, в процессе завершения работы над сайтом были определены перспективы дальнейшей работы:

- создание гостиной для учителей с небольшим стажем работы;

- привлечение на сайт обучающихся Северного округа;

- установление тесной взаимосвязи учитель-ученик-родитель.


















Полный текст материала Методическое пособие "Использование обучающего сайта на уроках физики" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснокутская Дарья Михайловна  Fizik8390
20.06.2012 0 3318 822

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0