Урок физики по теме "Взаимодействие молекул"; 7 класс


Открытый урок

Взаимодействие молекул

7 класс

Учитель физики Аниканова Ольга Васильевна ГБОУ СОШ 1994

Тип урока: комбинированный.

Познавательная цель урока: изучение взаимодействия молекул и явлений, обусловленных взаимодействием молекул.

Развивающая цель: развитие логического мышления, отработка практических навыков в понимании явлений природы.

В результате работы на уроке учащиеся должны знать/понимать: а) притяжение и отталкивание – одно из свойств молекул, б) притяжением и отталкиванием молекул обусловлены такие явления, происходящие в природе, как упругость, смачивание, несмачивание и слипание, в) молекулы различных веществ взаимодействуют по-разному, г) понятия: упругость, смачивание, несмачивание, слипание

Учащиеся должны уметь определять на практике вид взаимодействия молекул различных веществ, моделировать явления смачивания, несмачивания и слипания тел, а также объяснять бытовые ситуации, причиной которых являются указанные явления, с точки зрения взаимодействия молекул.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный компьютер и проектор, экран, мультимедийный диск, интернет-ресурс, набор для фронтального эксперимента учащихся.

Урок выполнен в форме презентации.

Демонстрации: упругость тел при растяжении и сжатии, слипание металлических цилиндров, смачивание стеклянной пластины водой.


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Повторение изученного материала

  4. Вступление

  5. Изучение нового материала

  6. Закрепление материала

  7. Запись домашнего задания


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Ответы учеников на вопросы учителя:

а) что вам известно о строении вещества?

б) что происходит внутри вещества при изменении размера тела?

в) какое свойство молекул вы знаете?

г) какие явления, происходящие с телами, обусловлены этим свойством?

  1. Вступление учителя: «Сегодня мы узнаем еще об одном свойстве молекул и явлениях, происходящих с телами благодаря этому свойству».

  2. - Наблюдение явления упругости при растяжении и сжатии тел (учащиеся выполняют фронтальный эксперимент с раздаточным материалом – мячиками и кусочками резиновой ткани)

- выдвижение гипотезы о свойстве молекул, объясняющем упругость тел. Учащиеся: «Молекулы притягиваются и отталкиваются. При растяжении тела расстояние между молекулами увеличивается и сила притяжения между молекулами становится больше, чем отталкивания (см. слайд №4), при сжатии расстояние между молекулами уменьшается и сила отталкивания становится больше силы притяжения».

Учитель: «Давайте проверим эту гипотезу. Если наше предположение верно, тогда из-за притяжения и отталкивания молекул с телами должны происходить и другие явления»

- демонстрации слипания металлических цилиндров и смачивания стеклянной пластины водой – проверка гипотезы

- фронтальный эксперимент учащихся – исследование взаимодействия молекул воды с молекулами стекла (смачивание), бумаги (смачивание) и полиэтилена (несмачивание) – проверка и подтверждение гипотезы.

Учащиеся: «Действительно, с телами происходят и другие явления, объясняемые притяжением и отталкиванием молекул».

- вывод – учащиеся: «Молекулы притягиваются и отталкиваются. Из-за этого происходят явления упругости, слипания, смачивания и несмачивания».


6. Закрепление изученного материала: решение учащимися качественных задач-ситуаций, объяснение их с точки зрения взаимодействия молекул:

Объяснить ситуации взаимодействием молекул.

А Растянутая резинка «стремится» вернуться в исходное состояние.

Б Сжатый мячик распрямляется, если прекратить сжатие.

В Для того, чтобы сломать палку, надо приложить усилие.

Г Если разрезать яблоко пополам, а затем соединить половинки, они распадутся не сразу.

Д Стеклышки, прижатые друг к другу, трудно разъединить.

Е Клей растекается по бумаге.

Ж Е Вода собирается в шарики на жирной сковороде.

З На классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора.


7. Запись домашнего задания.

Слайд 1
Взаимодействие молекул
Слайд 2
Явление Тела сопротивляются сжатию и растяжению (упругость). сжали растянули
Слайд 3
Вопрос • Какие свойства молекул отвечают за упругость тел?
Слайд 4
Гипотеза Молекулы притягиваются и отталкиваются В обычном состоянии Отталкивание и притяжение одинаковы Если тело сжали Отталкивание больше, чем притяжение Если тело растянули Притяжение больше, чем отталкивание
Слайд 5
Проверка гипотезы Слипание, смачивание, несмачивание
Слайд 6
Проверка гипотезы Молекулы разных веществ должны притягиваться и отталкиваться (т. е. взаимодействовать) по-разному
Слайд 7
• Молекулы разных веществ взаимодействуют по – разному. вещество стекло полиэтилен бумага вода
Слайд 8
Молекулы разных веществ взаимодействуют по – разному. вещество вода стекло лужа полиэтилен капля бумага лужа Если капля Если лужа
Слайд 9
• Явление растекания жидкости по поверхности твердого тела или другой жидкости – смачивание. • Если жидкость не растекается, то она не смачивает данное вещество.
Слайд 10
Вывод Молекулы взаимодействуют – притягиваются и отталкиваются. Из – за этого возможны явления упругости, слипания, смачивания и несмачивания.
Слайд 11
Задание 1. 2. 3. 4. 5. Объяснить ситуации взаимодействием молекул. Растянутая резинка «стремится» вернуться в исходное состояние. Сжатый мячик распрямляется, если прекратить сжатие. Для того, чтобы сломать палку, надо приложить усилие. Если разрезать яблоко пополам, а затем соединить половинки, они распадутся не сразу. Стеклышки, прижатые друг к другу, трудно разъединить.
Слайд 12
6. Клей растекается по бумаге. 7. Вода собирается в шарики на жирной сковороде. 8. На классной доске пишут мелом, а не куском белого мрамора
Слайд 13
Домашнее задание §10; Лукашик №№ 70, 81 письменно
Слайд 14
Ресурсы 1. В. И. Лукашик сборник задач по физике 7-9 2. А. В. Перышкин Физика 7 3. Л. А. Кирик Физика 7. Самостоятельные и контрольные работы.

Полный текст материала Урок физики по теме "Взаимодействие молекул"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аниканова Ольга Васильевна  Ольга_В
11.03.2013 0 15810 1865

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК