Конспект урока физики "Инерция. Взаимодействие тел"; 7 класс


Тема урока. Инерция. Взаимодействие тел.
Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием "взаимодействие тел", раскрыть суть инерциального движения, сформировать умение различать взаимодействия и характеризовать их;
  • сформировать понятие, что изменение скорости тела или его деформация могут служить мерой действия на это тело других тел;
  • развивать логическое мышление учеников, умения анализировать и проводить исследование, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: наклонная плоскость, тележка, песок, линейка, пластилин, резиновый мячик, два стальных и пластилиновых шарика.

Этап урока Время Методы и приемы
1 Актуализация опорных знаний 5 - 10 мин. вопросы классу
2 Изучение нового материала 20 - 25 мин. Беседа, групповая работа, постановка и обсуждение опыта, запись конспекта
3 Закрепление нового материала 10 - 15 мин. Беседа
4 Домашнее задание 1 - 2 мин. Записи на доске и в дневниках

ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
Вопрос к классу:
- Что называют механическим движением?
- Какие виды движения вы знаете?
- Какие из них чаще всего встречаются в природе, в технике?
- Какие характеристики движения вам известные?

2. Изучение нового материала
Беседа
Вопрос к классу:
- В результате чего тела изменяют свою скорость?
- На столе лежит стальной шарик. Чему равна его скорость относительно стола?
- Как изменить скорость шарика? (подействовать на него другим телом)
- Что можно сказать о скорости шарика после действия на него другого тела? (скорость уменьшается, то есть изменяется)
- Что является причиной изменения скорости шарика?
Вывод: Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.

Попробуем это проверить:
((Класс разделить на три группы. Каждая группа получает оборудование, план проведения опыта и вопроса для анализа опыта.)

Деятельность учителя Деятельность учеников
Познакомить учащихся с заданием и условиями его выполнения, регламентировать время работы Ознакомление с заданием, оборудованием
Корректирующая роль Выполнение работы

Обсуждение опытов и результатов работы групп Выступления представителей групп с отчетом работы. Запись выводов в конспект.

Карточка для группы №1
С наклонной плоскости скатывать тележку. В основании плоскости, с горкой насыпать песок. Повторить опыт, разгладив песок по поверхности, убрав его.
Задание: сравните тормозной путь тележки во всех трех случаях, сделайте вывод.

Карточка для группы №2
Сожмите руками кусок пластилина, резиновый мячик, пружину и дайте ответ на вопрос:
- действует ли в этом случае одно тело на другое?
- Изменяется ли при этом скорость тела?
- Что происходит с телом? (деформируется)
- Сделайте вывод.

Карточка для группы №3
Столкните два шарика (сначала стальные, потом - мягкие -пластилин). Наблюдайте за изменением скорости этих тел.
Задание: сделайте вывод своих наблюдений, приведите свои примеры существования взаимодействия тел в природе.

ВЫВОДЫ: - Действие одного тела на другое приводит к изменению скорости.
- Действие одного тела на другое приводит не только к изменению скорости тела, но и к его деформации.
- В природе существует только взаимодействие тел. Результатом которых является изменение скорости тел или их деформация.

Вопрос к классу:
- А что будет происходить с телами, если на них не будут действовать другие тела? (скорость тела изменяться не будет).

В физике такое явление называют инерцией.
Запись в тетради: Инерция - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

Вылетев из ствола ружья, пуля продолжала бы двигаться. Сохраняя свою скорость, если бы на нее не действовал воздух. Так же сохранил бы свою скорость автомобиль, после выключения. Если сравнить тормозной путь автомобиля по сухому асфальту и по ледяной дороге, то мы увидим, что взаимодействия взаимно компенсируют друг друга. При этом изменение скорости и деформация не происходят. Хотя взаимодействие происходит. Опыты доказывают, что действие одного тела на другое никогда не бывает односторонним. В природе существует лишь взаимодействие. Соответственно, после взаимодействия изменяются скорости обоих тел, или происходит их деформация.

3. Закрепление нового материала

Вопрос к классу:
- Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?
- Книга лежит на столе. Сравните силу действия книги на стол и стола на книгу.
- Могут ли два физических тела взаимодействовать, если они не сталкиваются непосредственно друг с другом? Приведите примеры.
- Почему трудно удержать шланг, из которого под напором льется вода?
- Пассажиры автобуса почувствовали, что их клонит к левой стенке салона. Как двигался в этот момент автобус?
-
4. Домашнее задание

§18, 19 упр. 5 №1-2
Творческое задание: Что было бы с телами, если вдруг исчезли
все взаимодействия?

Используемая литература:

1. Физика. 7кл. _Перышкин А.В_2013 -224с
2. Контр. и самост. раб. по физике 7кл. к уч Перышкина_2013 -112с
3. Физика. 7кл. Задачи и решения. Доп. пос. к учебн Перышкина_Филонович Н.В_2004 -112с


Полный текст материала Конспект урока физики "Инерция. Взаимодействие тел"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Трусов Александр Анатольевич  trusow
учитель физики, МБОУ Пичаевская СОШ
17.02.2015 1 3815 492
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 amanzhol1235 • 10:02, 24.02.2015
Спасибо, мне понравилось
физика и математика точная наука !!!