Презентация урока природоведения в 5 классе "Физические явления в живых организмах" (по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова)


Презентация урока природоведения в 5 классе «Физические явления в живых организмах»
(описание методики использования)

Автор: учитель биологии и химии
муниципального образовательного учреждения
«Образцовская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района
Волгоградской области
Серебрянская Нелля Александровна

Место урока в системе курса:

Урок проводится в курсе природоведения 5 класса по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, учебник «Природоведение. 5 класс», Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М., Вентана-Граф, 2009. Первая тема курса «Введение» включает в себя 7 уроков, на которых обучающиеся расширяют представление об объектах живой и неживой природы и явлениях, происходящих с ними, полученное в начальной школе. Четвёртый урок в данном разделе называется «Физические явления в организмах» и проводится в форме развивающей беседы; тип урока - урок усвоения новых знаний; методика изложения учебного материала: от частных случаев к обобщению, затем развивающее закрепление на различных примерах. По сути дела, весь урок строится на обсуждении содержания слайдов.

Особенности методики проведения урока и его содержательный аспект

Используется компьютерная технология. «Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер» (Г.К. Селевко "Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса").
Предлагаемый набор слайдов является презентацией урока по теме «Физические явления в живых организмах». Презентация выполнена в программе PowerPoint и может быть названа мультимедийной, так как содержит анимированные рисунки, видеофрагменты и неподвижные изображения.

Примерные тезисы беседы и методика использования мультимедиа-сопровождения
1. Этот слайд не демонстриуется ученикам
2. Прочитайте слова на доске.
Какие слова вы вставите на место многоточий?
3. Все явления природы мы делили на …
(учитель по очереди включает слова «физические» и «химические», затем ученики просматривают и объясняют содержание рисунка и анимации под этими словами)
4. Почему на рисунках изображены физические явления?
(ученики описывают содержание рисунков, дают пояснения, учитель по очереди выводит на экран подписи под рисунками)
5. Значит физическими явлениями называют …
(обсуждение домашнего задания, материала параграфа, рисунков в учебнике).
6. Природу физических явлений изучает физика.
7. Кроме физических есть ещё и химические явления, но это совсем иное явление
(ученики читают запись на слайде и сравнивают определение физического и химического явления).
8-9. Первичное закрепление, проверка восприятия проводится при помощи простейших тестов.
10. А к какому явлению относят ветер? Воздух состоит из молекул газов. Молекулы - это маленькие тела. Значит, при ветре они передвигаются. Такие явления называют механическими.
11. Ученики читают определение механических явлений (можно записать в тетрадь).
12. К каким явлениям отнесём следующие? Где происходят эти явления? (ученики читают и дают ответы на вопросы учителя)
О них мы будем говорить и назовём тему нашего урока ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВЫХ ОРГАНИЗМАХ (записываем в тетрадь)
13. Просмотр видеофрагмента «Биение сердца» - краткая беседа: почему сокращение сердца физическое явление?
14. Просмотр видеофрагмента «Движение лёгких при дыхании» - краткая беседа: почему движение лёгких физическое явление?
15. Просмотр видеофрагмента «Движение грудной клетки при дыхании» - краткая беседа: почему движение грудной клетки физическое явление?
16. Давайте обсудим какие физические явления происходят в разнообразных живых организмах.
17. Можно ли изображённое на рисунке отнести к механическому явлению? Почему?
18. Обсуждение содержания примера слайда
19. Обсуждение содержания анимированных рисунков. Можно ли эти явления, происходящие с растениями отнести к физическим, механическим?
20 Назовите явление, изображённое на рисунке (движение крыльев бабочки, физическое, механическое).
21. Назовите явление, изображённое на рисунке (падают листья, листопад, механическое, физическое).
22. Назовите явление, изображённое на рисунке (испаряется вода с поверхности листьев, физическое , механическое).
23. Животные, в отличие от растений, активно передвигаются. Какое из изображённых животных движется быстрее? Движение характеризуется скоростью.
24. Способы передвижения животных разнообразны. Какие вы ещё знаете способы передвижения животных, не изображённые на рисунках?
25. Назовите изображённые на рисунках механические явления.
26. Разъяснение понятия «тепловые явления». Приведите ещё примеры тепловых явлений в организмах.
27. Обсуждение понятия «звуковые явления».
28. Звуки вокруг нас создаются разными источниками: шумит лес, гудит автомобиль, люди играют на музыкальных инструментах. У человека есть органы восприятия звука (ухо) и его создания (речевой аппарат: рот, язык, голосовые связки). Если звук тихий – его можно усилить при помощи микрофона.
29. Обсуждение понятия «электрическое явление» и возможности его возникновения в живых организмах.
30. Существует интересное животное – электрический скат, который в качестве защиты от врагов использует электрический разряд.
31. Обсуждения понятия «световые явления» и возможности их возникновения в живых организмах.
32-33. Подведение итогов урока, домашнее задание.

Результативность использования проведения урока с ИКТ-поддержкой:

Результативность данного опыта работы характеризуется ростом качества знаний учащихся в тех классах, в которых я активно использую информационные компьютерные технологии на уроках. Используются все каналы восприятия, что увеличивает процент усвоения знаний и соединяет в единое целое прочность и доступность их усвоения. При использовании мультимедийной презентации на уроке обучающиеся участвуют в образовательном процессе, основу которого составляет информация и её движение (преобразование), происходит процесс передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.


Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Автор: Серебрянская Нелля Александровна  Нелли
МОУ "Образцовская средняя общеобразовательная школа" Фроловского р-на Волгоградской обл.
13.10.2010 11 57248 6854

Скачать материал с сайта



Читайте новые статьи
Популярные статьи
Другие новости
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 11
avatar
11 shim8173 • 21:57, 25.10.2012
экономия времени, обязательно использую на уроке, огромное спасибо
avatar
9 vera66 • 20:02, 24.07.2011
http://intergu.ru/ здесь есть мой материал Механические движения вживой и неживой природе. Для этого сайта я его подготовила, а потом разместила на http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82.%D1%80%D1%83&lr=35 И это мой материал, больше я с вами пререкаться не собираюсь. Пусть все остается на совести Серебрянской, если она у неё есть.
avatar
Уважаемый настоящий автор. К сожалению, вы не понимаете, что такое источник и ссылка на источник. Вашу ситуацию коллектив нашего сайта начнет разбирать, когда вы предоставите конкретные ссылки, а не названия сайтов.
Всего доброго!
avatar
8 Достали • 00:57, 24.07.2011
Здравствуйте! Ух, какие страсти!!)) Нелли! ОГРОМНОЕ СПАСИБО за презентацию.
avatar
7 vera66 • 14:35, 11.07.2011
У Серебрянской Нелли Александровны два слайда в данной презентации - мои. Но ссылки на источники не указаны. Хотя бы картинки поменяла! Изображения лошадей с лишним копытом внизу - это моя оплошность, т.к. это скопировано с сайта Ленаголд, обрезано, а копыто осталось. Теперь я смогла бы убрать, а раньше не умела. Это доказательство, что слайды сделаны мной.
avatar
6 Катюха5283 • 16:34, 14.11.2010
спасибо за материал. обязательно использую на уроке.
avatar
5 Оза • 01:10, 23.10.2010
То как мы воспринимаем материал, говорит о том,что здесь собрались неравнодушные люди,это очень хорошо! Это важнее всего! А как будут воспринимать его дети, мне кажется во многом зависит от подачи его учителем, как он их настроит. Я думаю, работая с классом учитель чувствует когда и кому что говорить, есть дети у которых даже от задачки по физике может истерика начаться, что ж теперь, и задачки не решать ни с кем? Действуй по обстоятельствам, думай о последствиях, ИМХО так!
avatar
2 Нелли • 20:28, 19.10.2010
Спасибо, Лариса за оценку моего труда. Вообще готовить уроки природоведения очень трудно - нужно сделать их интересными и яркими.

Планирую выложить ещё одну презентацию по природоведению, так что если Вы работаете по УМК И.Н.Пономарёвой - думаю Вам пригодится.
avatar
3 l@l@ • 20:00, 20.10.2010
Посмотрела я Вашу презентацию, почитала споры и вспомнила, как пару лет назад читала восьмиклассникам рассказ М.Булгакова "Стальное горло". Я в этом рассказе видела массу полезных воспитательных моментов: мысль о личной ответственности врача, о том, что врачу нужна смелость и т.д. А одна девочка вдруг к концу чтения в обморок упала.Дети вообще очень разные, не надо ориентироваться на среднестатистического ребёнка. Если есть вероятность, что хоть одного ребёнка это зрелище травмирует, лучше его удалить.
avatar
Уважаемая Нелли!
Я - учитель биологии с 25-летним стажем работы. Хочу отметить высокий методический уровень представленного Вами материала, презентация полностью соответствует таким дидактическим принципам как наглядность, доступность, связь теории и практики. Полностью поддерживаю Вас и одобряю вашу методику преподнесения информации (с использованием современных динамических моделей, уход от картонных таблиц и картинок в энциклопедиях).
Сожаление вызывает лишь то, что непонимание встречено и от учителя начальных классов, первого в жизни ребенка педагога, который закладывает в него азы знаний о работе живых организмов.
Успехов Вам! Не опускайте руки! Вы на верном пути!
avatar
4 Танка • 18:13, 21.10.2010
Вот именно учитель начальных классов и возмущён! Так как он - учитель, закладывает в сознание ребёнка не только азы о работе живых организмов! А ещё сеет разумное, доброе.... И уж как не в начальных классах нужно думать о ранимой детской душе....

Новости образования и науки: