Урок - игра, обобщение по теме "Население мира"; 10 класс


Артемьева Галина Васильевна, учитель географии

МОУ: СОШ-И п.Горноправдинск, Ханты-Мансийского р-она, ХМАО-ЮГРА


Обобщение по теме «Население мира»


Цели: закрепить знания по теме «Население»; проверить уровень знаний и умений учащихся по этому разделу, популяризация телевизионных программ для школьников.


Оборудование: игровое поле, мультимедийное оборудование для выведения вопросов на экран.

Тип урока: игра


Порядок проведения игры


Играют три основных игрока, остальные следят за игрой и отвечают на те вопросы, на которые не смогли ответить основные игроки. За один правильный ответ учащийся награждается медалью, за три правильных орденом.

По итогам 1 и 2 этапа конкурса участники выбирают дорожку либо желтую, на которой можно ошибаться 1 раз, либо зеленую – можно ошибиться 2 раза, либо красную, на которой ошибаться нельзя. Первым выбирает дорожку участник, набравший большее количество баллов, соответственно вторую и третью.

После того как участники выбрали себе дорожки, ведущий предлагает выбрать тему, на вопрос которой необходимо ответить.

Игра идет до тех пор, пока один из игроков не дойдет первым до финала.

1-ый этап

1. Разминка

Подпиши к стране соответствующую ей столицу.

Нидерланды – Амстердам

Ирландия – Дублин

Дания – Копенгаген

Швеция – Стокгольм

Словакия – Братислава

Албания – Тирана

Португалия – Лиссабон

Тайланд – Бангкок

ОАЭ – Абу-Даби

Тунис – Тунис

Алжир – Алжир

Буркина-Фасо – Уага-дугу

Чили – Сантьяго

Гаити – Порт-о-Пренс

Индия – Дели

2. Дать характеристику населения одной из стран:

Китай, Франция, Мали.


2-ой этап

По порядку игроки выбирают тему из пяти предложенных и получают вопрос, на который после минуты обдумывания дают ответ.


Тема 1. Численность и воспроизводство населения.


1.Расставить страны – рекордсмены по численности населения в порядке убывания:

Япония, Бразилия, Бангладеш, Китай, Пакистан, Индия, Нигерия, Россия, Индонезия, США.

2.Определите, какая из приведенных ниже формул воспроизводства населения относится к странам второго типа воспроизводства, а какая – к странам первого типа воспроизводства.

15 – 9 = 6; 40 – 14 = 26; 11 – 11 = 0; 13 – 13,5 = -0,5; 25 – 7 = 18; 19 – 8 = 11; 24 – 8 = 16.

3. Какие цели преследует демографическая политика?

4. Назовите регионы с самой большой численностью и самой большой плотностью населения.

5. Докажите, что в России до начала ХХ века существовали традиции многодетности.

6. Что такое «демографический взрыв»?

7. Что такое «демографический кризис»?

8. В странах с каким типом воспроизводства населения и почему преобладает, как правило, мужское население? Приведите по два примера этих стран.


Тема 2. Состав (структура) населения.

1. Назовите страны а) с преобладанием мужского населения; б) с преобладанием женского населения.

2. Приведите примеры крупнейших языковых семей мира. Какие народы к ним относятся?

3. Назовите наиболее распространенные официальные языки.

4. Назовите а) однонациональные; б) двунациональные; в) многонациональные страны.

5. Могут ли быть однонациональные страны с федеративным устройством? Может ли в таких странах наблюдаться депопуляция населения? Ответ обоснуйте.


Тема 3. Религии мира

1.. Что такое мировая религия? Назовите а) мировые религии б) национальные религии.

2.. Выпишите названия четырех стран из представленного списка, подавляющая часть населения которых исповедуют ислам: Пакистан, Конго, Марокко, Эквадор, Филлипины, Бутан, Лесото, Бангладеш, Сомали, Таиланд.

3.. Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии: Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Турция, Испания, Коста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Норвегия, Эстония, Япония.

4.. Какие табу есть в религиях и чем они объясняются?

5. Почему основные религии мира возникли именно в Азии?

6.. Объясните причины распространения мировых религий, и нераспространение национальных религий.

Тема 4. Размещение и миграции населения.

1. Что называют миграцией?

2. В чем причина неравномерности размещения населения по территории планеты?

3. Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?

4. Перечислите виды миграций.

5. Покажите на карте районы трудовой эмиграции.

6. Что такое «утечка умов»? Относится ли к «утечке умов» миграция спортсменов? Может ли происходить «утечка умов» из развитых стран в развивающиеся?


Тема 5. Городское и сельское население.

1. Дайте определение урбанизации.

2. Что такое ложная урбанизация?

3. Дайте определение агломерации.

4. Что означает понятие «мегалополис»?

5. Дайте определение субурбанизации.

Использованные источники:

Е.А.Жижина, Н.А. Никитина «Поурочные разработки по географии», 10 класс – М.:ВАКО, 2006.-320с.


Полный текст материала Урок - игра, обобщение по теме "Население мира"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Артемьева Галина Васильевна  Artgal
29.05.2011 0 7424 1077

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК