Урок "Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба, или амба протей, как организм"


Конспект урока по теме: «Подцарство
Простейшие или Одноклеточные животные.

Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба,или амеба протей, как организм» 7 класс.
Цель: Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.

(на примере амебы протей)
Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями.

Оборудование: Таблица «Тип Простейшие»
Фрагмент видеофильма «Амеба»
Фрагмент видеофильма « История открытия одноклеточных организмов»
Основное содержание урока
1. Общие сведения об одноклеточных животных.
2. Среды обитания представителей класса Саркодовые.
3. Строение одноклеточных животных в сравнении с одноклеточными растениями.
4. Жизнедеятельность амебы протея.

Ход урока Актуализация знаний
1.Фронтальный опрос

Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
Ученик: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся
органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.
Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Ученик: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит
целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.

Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царст¬во, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?
Ученик: Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада.

Учитель: Верно. Но в природе, кроме одноклеточных растений существу¬ют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.
Изучение нового материала

1. История открытия простейших организмов. (Отрывок из кинофиль¬ма «Открытие одноклеточных организмов» или рассказ учителя.

Учитель: Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Свое открытие он сделал в 1673 году, но истинные представле¬ния о простейших сложились лишь в середине 19 век, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие. Что же увидел Левенгук в микроскоп?(отрывок фильма или рассказ учителя)
Он увиде животных, способных перемещаться то в одну, то в другую сторону. В настоящее время этих животных называют Саркодовыми(от греч «саркос»- плазма, жидкая.

Учитель: Почему животных этой группы назвали одноклеточными?

Ученик: Потому, что эти организмы состоят из одной клетки и очень просто устроены относительно других организмов.

Учитель: Давайте поближе познакомимся с строением и образом жизни простейших на примере амебы протея.

2. Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.
(Рассказ учителя, работа с таблице на доске и рисунком в учебнике стр. 37 рис. 23)
а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой
б) Величина 0,5 мм
в) Не имеет постоянной формы тела
г) Организм состоит: Цитоплазма
-ядро
-вакуоли:
-Пищеварительная
-Сократительная Цитоплазматическая мембрана
- Наружный слой - Эктоплазма (прозрачный, плотный)
- Внутренний слой – Эндоплазма (зернистый, текучий)
Учитель: Давайте посмотрим, как амеба выглядит в природе?
(Демонстрация фрагмента видеофильма «Амеба». После прос¬мотра учащиеся выполняют задание №1 стр. 26. в рабочих тетрадях.)
3. Движение.
Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.
4. Питание.
Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?
Ученик: Растения сами создают органические вещества из неорганичес¬ких ( Фотосинтез), а животные питаются готовыми органичес¬кими веществами.
Вместе с учителем делают вывод: Амеба- животное.
5. Выделение.
Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуо¬ли.
Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограни¬ченном количестве. Что может произойти с клеткой?
Ученик: Она погибнет(лопнет).
Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.
6. Дыхание.
Учитель: Чем дышит амеба?
Ученик: Кислородом, который растворен в воде.
Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простей¬ший организм?
Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.
7. Обмен веществ.
Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выдели¬тельный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.
8. Размножение.
Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем
деления.
(Работа с учебником стр.38, рис.24.) Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.
Ученик: С деления ядра.
Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?
Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется пере¬тяжка, которая лопается и клетка делится на двое.
Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размноже¬ния. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.
Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных усло¬вий среды.

9. Раздражимость.
Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздейст¬вия, т.е. обладает раздрожимостью.
Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.
Далее учитель рассказывает о многообразие простейших класса Саркодовые.(фрагмент видеофильма «Амеба»). Или учащиеся рассматривают рисункина стр.39, рис.26. учебник,а также таблицу « Многообразие простейших класса Саркодовые»
Закрепление.
Учитель предлагает выполнить тестовое задание. Задание дается каждому
ученику на отдельном листе, (см. приложение 1)
Ребята сдают работы учителю. После проверки выставляются оценки.
Домашнее задание. § 9. Рабочая тетрадь стр.26 № 2,стр.27.№4,5.

Полный текст материала Урок "Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Тип Саркодовые. Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба, или амба протей, как организм" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волкова Наталья Владимировна  ВНВ
27.02.2012 0 18881 1256

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК