Фотосинтез. История открытия. Обмен веществ. 10 класс.


Учитель биологии МАОУ СОШ №4 им. И.МС. Черных г. Томска


Урок по теме: «Фотосинтез. История открытия»

Цели и задачи урока:

Цель урока: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Предметные задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей открытия фотосинтеза.

  2. Изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза.

Метапредметные задачи:

  1. Формировать умение выделять главное на определённом этапе урока, строить логически обоснованные рассуждения о значимости конкретного эксперимента в процессе изучения фотосинтеза;

  2. Формировать умение делать выводы о значении фотосинтеза, связывая их с теоретическим материалом урока и своими личными знаниями;

  3. Развивать умение работать с учебником, обращать внимание не только на текст параграфа, но и на рисунки.


Личностные задачи уроки:

  1. Развитие умения работать в группе и находить согласованные решения;

  2. Воспитание независимости суждений;

  3. Воспитание культуры поведения на уроке;

  4. Стараться создавать ситуацию успеха в группе, классе в процессе изучения темы.


Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (предварительная самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления учащихся с сообщениями, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебники.

Ход урока

  1. Актуализация знаний о значении листа в процессе фотосинтеза.

Аэробы, анаэробы.

Беседа, работа с учебником, используя материал слайда №2. Слайд №3

Используя текст на стр. 28 учебника «Биология 10-11 класс. А.А. Каменский», определите, на какие группы делятся все организмы по способу энергообеспечения.

(выпишите определения в тетрадь)


  1. Актуализация знаний о фотосинтезе: использование фрагмента урока «Автотрофное питание. Фотосинтез» с сайта Интернет урок.ru

http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/avtotrofnoe-pitanie-fotosintez

Слайды №4,5

  1. Истории изучения фотосинтеза.

1. Рассказ ученика об опытах Ван-Гельмонта. Слайды №6,7,8

Более 300лет назад ученный Ван-Гельмонт проделал опыт с растениями. Он взял глиняный сосуд насыпал в него 80кг. Почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2,5 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение полевали дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 66кг. Тщательно высушенная почва весила 79,944кг., т.е. вес почвы увеличился всего на 56 кг. Вес ивы увеличился на 63,75кг. Каким образом ива добыла 63,75кг органических веществ, из которых построила ткани своего организма? Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды. Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт?


2. Рассказ ученика об опытах Мальпиги, Пристли. Слайды № 9,10,11,12

С XVII в. был открыт микроскоп. Итальянец Мальпиги открывает устьица . Однако и это открытие не проясняет роли листа в жизни растения.

XVIIIв., 1772г.,18 августа Д. Пристли ставит свой знаменитый опыт. Он взял некоторое количество воздуха, совершенно «испорченного» дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части и ввел одну часть в сосуд, погруженный в воду, другую часть также ввел в сосуд погруженный в воду, но туда же поместил веточку мяты. Через 8-9 дней Пристли увидел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но моментально погибла в другой части его. В течении 7 дней пребывания в сосуде с «испорченным» воздухом, побег мяты вырос почти на 3 дюйма на старых ветвях и, кроме того, образовалось несколько новых.

  1. Обсуждение результатов исследования. Беседа.

- Каким образом ива добыла 63,75кг органических веществ, из которых построила ткани своего организма?

- Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды

- Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт?

-Почему не погибла мышь в сосуде, в котором росла ветка мяты?

  1. Дальнейшие этапы исследования роли растений в природе. Рассказ учителя. Слайды №13-23


Лавуазье получил в 1774 кислород, создал кислородную теорию горения. Считал воздух источником питательных веществ для растений. Чуть позже австрийский врач Ингенхауз устанавливает роль света в жизни растения. Идея о воздушном питании все более распространяется. Женебье в 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений». Сакс в 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5-томный трактат «Физиология растений». Майер в 1842 году на основании закона сохранения энергии показал, что растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических связей. К концу 19в. окончательно стало известно, что растения поглощают листьями углекислый газ и образуют крахмал, который используют для собственного питания. Этот процесс стал называться фотосинтезом. В его изучение многое внес К.А. Тимирязев. Он установил роль отдельных частей солнечного спектра в процессе фотосинтеза.

  1. Закрепление. Решение интерактивного теста. Слайды №24,25,26,27

  2. Домашнее задание: Используя рисунок 1.18. на стр. 29, составьте логико-смысловую модель фотосинтеза. Решить биологические задачи. Слайды №28,29,30

Слайд 1
Слайд 2
Особенности строения листа в связи с функцией поглощения света, необходимого для фотосинтеза А/ плоская поверхность листовых пластинок; Б/ мозаичное расположение листьев; В/ наличие черешка, благодаря которому лист поворачивается к свету; Г/ прозрачность клеток кожицы, наличие устьиц.
Слайд 3
1. АНАЭРОБЫ (анаэробные организмы), способны жить в отсутствии атмосферного кислорода; некоторые виды бактерий, дрожжей, простейших, червей. Энергию для жизнедеятельности получают, окисляя органические, реже неорганические вещества без участия свободного кислорода. 2. АЭРОБЫ (аэробные организмы), энергию для жизнедеятельности получают в результате окислительных процессов с участием атмосферного кислорода; аэробы - почти все животные и растения, многие микроорганизмы.
Слайд 4
Фотосинтез — это процесс образования  Фотосинтез органического вещества из углекислого газа и воды  на свету при участии фотосинтетических  пигментов. Суммарное уравнение фотосинтеза: 6СО2 + 6Н2О + Q света  С6Н12О6 + 6О2 В современной физиологии растений под  фотосинтезом чаще понимается фотоавтотрофная  функция ­ совокупность процессов поглощения,  превращения и использования энергии квантов света  в реакциях превращения углекислого газа в  органические вещества.
Слайд 5
Главным органом фотосинтеза является лист, в  клетках которого имеются специализированные  органоиды, ответственные за фотосинтез —  хлоропласты. 
Слайд 6
1579–1644г.р. Ван Гельмонт Фламандский врач и химик.
Слайд 7
питается растение. Ван-Гельмонт был одним из тех ученных, кто решил это проверить на практике. Он взял глиняный сосуд насыпал в него 80кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливали дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 60кг. Тщательно высушенная почва весила 79,943кг., т.е. вес почвы уменьшился всего на 57 г. Вес ивы увеличился на 58 кг. Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды. Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт?
Слайд 8
Слайд 9
С XVII в. В практику научных исследований входит микроскоп. Итальянец Мальпиги открывает устьица . Однако и это открытие не проясняет роли листа в жизни растения. 1628–1694 г.р. итальянский врач, физиолог и анатом.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Получил в 1774 кислород, создал кислородную теорию горения. Считал воздух источником питательных веществ для растений
Слайд 14
1770 Дж.Пристли обнаружил, что растения выделяют O2. В 1779 Я.Ингенхауз установил, что для этого необходим свет и что O2 выделяют только зеленые части растений.
Слайд 15
• В 1782 показал, что растения поглощают из воздуха СО2 и выделяют О2 и что это связано с фотосинтезом. В 1800 году опубликовал 5томный трактат «Физиология растений»
Слайд 16
Слайд 17
• • • • • • • Сакс обнаружил, что чем дольше растения оставались в темноте, тем меньше заключали они крахмала в зернах хлорофилла. По прошествии нескольких суток в хлорофилловых зернах листовой ткани растений, содержащихся в темноте, исчезали последние следы крахмала. При обратном перемещении «обескрахмаленных» растений на свет уже через несколько часов можно было убедиться в присутствии крахмала в зернах хлорофилла. Саксу принадлежит идея чрезвычайно наглядного приема демонстрации зависимости образования в листьях крахмала от воздействия на них . Этот прием заключается в частичном закрытии листовой пластинки светонепроницаемым материалом и экспозиции такого полузакрытого листа на солнце. По степени посинения или почернения можно было приблизительно судить о количестве образовавшегося крахмала. Эта так называемая йодная проба была впервые предложена Саксом.
Слайд 18
Слайд 19
Майер (Mayer) Юлиус Роберт (25.11.1814, Хейльбронн, - 20.3.1878, там же), немецкий врач и физик.
Слайд 20
• 9 марта 1845 г. – 31 января 1920 г. Вильгельм Пфеффер – немецкий ботаник и физиолог растений.
Слайд 21
• Климее́ нт Аркае́ дьевич Тимиряе́ зев (22 мая (3 июня) 1843, Петербург — 28 апреля 1920, Москва) — русский естествоиспытатель, профессор Московского университета, основоположник русской научной школы физиологов растений...
Слайд 22
Основные исследования Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению процесса фотосинтеза. • Установил, что ассимиляция растениями углерода из углекислоты воздуха происходит за счёт энергии солнечного света, главным образом в красных и синих лучах, наиболее полно поглощаемых хлорофиллом. • Т. впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза. • Он показал, что интенсивность фотосинтеза пропорциональна поглощённой энергии.
Слайд 23
В так называемой крунианской лекции, прочитанной в Лондонском королевском обществе и названной "Космическая роль растения" (1903, в рус. пер. 1904), Т. обобщил свои многолетние исследования в области фотосинтеза. Он осветил значение фотосинтеза, осуществляемого зелёными растениями, как первоисточника органического вещества и запасаемой энергии, необходимых для жизнедеятельности всех организмов. Открытие Т. энергетической закономерности фотосинтеза явилось крупным вкладом в учение о единстве и связи живой и не живой материи в процессе круговорота веществ и энергии
Слайд 24
1. Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза? 2. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез? 1) кислород 2) вода 3) углекислы й газ 4) сахара 1) в ядре 2)в хлоропластах 3) в лейкопластах 4) в вакуолях
Слайд 25
3. Какой ученый первым обнаружил способность растений выделять на свету кислород? 4. Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук: 1) Джозеф Пристли 2) К.А.Тимирязев 3) Жан Сенебье 4) Ван Гельмонт 1) погибнет 3) начнет лучше куститься 2) не образует клубни 4) ничего не произойдет
Слайд 26
1. Используя рисунок 1.18. на стр. 29, составьте логикосмысловую модель фотосинтеза.
Слайд 27
1. Известно, что 50м2 зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час 1 человек, то есть 40г. Сколько углекислого газа поглощает 1 га зеленого леса за 1 час? Сколько человек смогут выдыхать этот углекислый газ за тот же час? 2. Имеет ли фотосинтез значение для хищных животных? 3. Хозяйка сорвала верхние зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли она сделала?
Слайд 28
1. Исследователи установили, что интенсивность фотосинтеза в течение дня сильно изменяется. Наиболее высокая она утром, а к полудню падает, но к вечеру снова немного возрастает. Объясните, какие факторы вызывают изменение интенсивности фотосинтеза в течение дня 2. В оранжереях и теплицах часто специально насыщают воздух углекислым газом. С какой целью это делают?
Слайд 29
1. http://xvatit.com/school/sch-online/compet/41476zhivlennja+i+fotosyntez.html 2. http://lotoskay.ucoz.ru/load/shablony_dlja_prezentacij 3. http://www.pelena.ru/novosti/91-uchenye-nauchilis-stabilno-okisljatvodu.html 4. http://www.spiritualizm.com/manyetizm1.html 5. http://900igr.net/prezentatsii/biologija/Kosmicheskaja-rol-zeljonykhrastenij/Kosmicheskaja-rol-zeljonykh-rastenij.html 6. http://knowhistory.ru/77-10-marta.html 7. http://linzik.com/nauka-i-tehnika/6172-komnatnye-rasteniya-ochishhayutvozdux-ot-ozona.html 8. http://www.alhimik.ru/great/pristley.html 1.
Слайд 30
9. http://digitalportraitgallery.com/ 10. http://mirzelenee.ru/karusel-zhizni/slovnomodnyj-roman/ 11. http://www.unige.ch/450/photo4501/archives.html 12. http://www.people.su/114954 13. http://ru.wikipedia.org/wiki 14. http://uzrf.ru/today/3-06-1843-rodilsytimiryazev/ 15. http://www.personsinfo.com/persons/PFEFFER_Vilgelm/
Слайд 31
• За шаблон презентации большое спасибо учителю биологии и географии Лотоцкой Е. Г.

Полный текст материала Фотосинтез. История открытия. Обмен веществ. 10 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Широкова Анна Дорофеевна  anna_s2
01.02.2013 2 13670 2929

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК