Технологическая карта урока биологии "Методы исследования в биологии"; 5 класс


Материал предназначен для учителей биологии, преподающих в 5 классе с использованием УМК В.В. Пасечника. Технологическая карта урока по теме «Методы исследования в биологии» составлена с учетом требований ФГОС основного общего образования. При составлении карты преследовалась цель дать понятие о биологических методах исследования через организацию практической работы учащихся.

Цель урока: сформировать понятие об основных методах исследования в биологии.
Задачи урока:

  1. Познакомить с основными требованиями безопасной работы в кабинете биологии, сформировать понятие об основных методах биологического исследования, познакомить с оборудованием, применяемым при биологических исследованиях.
  2. Развивать мыслительные процессы: внимание, умение сравнивать, делать выводы, доказывать, обобщать.
  3. Воспитывать интерес к проведению простейших биологических исследований. Развивать умение работать в группе.

Прогнозируемые результаты:
Личностные:    Осознают свою способность работать в группе, готовность сотрудничать.

Метапредметные: Работают с различными источниками информации (результаты практической работы, учебник), анализируют её и представляют одноклассникам.

Предметные: Знают технику безопасности в кабинете биологии; основные методы биологических исследований (наблюдение, экспериментирование, измерение), их отличительные черты; могут назвать оборудование, применяемое в биологических исследованиях.

Дидактические средства: карточки с заданиями, учебник.
Оборудование: комнатные растения, очищенные клубни картофеля, мелкая терка, миска, марля, воронка, вода, стакан, крахмал, пробирка, слабый раствор йода, стеклянная палочка, блюдце с проросшими семенами.

Этап урока

Краткое описание этапа

Деятельность учителя

Организационный

Устное приветствие.

Проверяет готовность учащихся к  уроку, приветствует их

Проверка домашнего задания.

Анализ выполнения домашнего задания на карточках.

 

Устный фронтальный опрос.

Разбор заданий, вызвавших затруднения при выполнении.

С какими понятиями познакомились на прошлом уроке?

Что изучает биология?

Объясните, что такое биосфера?

Что изучает экология?

Какое практическое значение имеет изучение биологии?

Постановка целей урока, мотивация к деятельности.

Фронтальная беседа.

Как биологи познают живой мир?

Каким одним словом можно назвать приведенные вами примеры?

 Биологи живой мир …

(исследуют)

Хотели бы и вы принять участие в исследовании окружающего нас живого мира?

Изучение нового материала

Инструктаж по технике безопасности в кабинете биологии, рассказ учителя.

 

 

 

 

Работа в группах.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо знать основные правила безопасной работы в кабинете биологии.

Рассказывает основные правила безопасной работы в кабинете биологии.

Распределяет учащихся на группы, выдает карточки с практическим заданием для каждой группы.

Контролирует работу групп, в случае необходимости оказывает помощь.

Проверка понимания изученного материала.

Обсуждение результатов работы групп.

Выслушивает выступления, оценивает качество выполненной работы, при необходимости корректирует знания учащихся о методах исследования, отличительных чертах каждого метода.

Физкультминутка

Упражнение на развитие внимания

Проводит физкультминутку (любое упражнение).

Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

Рассмотрите рис.5 «Приборы и инструменты биологической лаборатории».

Назовите приборы, которыми вы пользовались при проведении исследования? (пробирка, пипетка, щипцы)

Назовите приборы, которыми вы не пользовались на уроке, но они вам известны.

Назовите приборы, которые вам не известны.

Для чего нужен каждый из изображенных приборов.

Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания.

Объясняет значение понятия «фенология», особенности выполнения домашнего задания:

выполнить задание на стр.14 учебника;

ответить на вопросы после §2.

Рефлексия

Обсуждение результатов урока.

Чем занимались на уроке?

С какими видами исследования познакомились?

Чем наблюдение отличается от эксперимента?

Приведите примеры измерений из повседневной жизни?

Какие виды исследования провели вы?

Интересно ли было заниматься исследованием?

Кому нравится, что в домашнем задании надо провести фенологические наблюдения?

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Группа №1.
1. Рассмотрите комнатные растения. Определите, какие способы по уходу за растениями необходимы для каждого из них. Ответьте на вопросы:

  • Какие растения необходимо полить? 
  • У каких растений надо удалить завядшие цветы, засохшие листья?
  • Листья каких растений надо протереть от пыли?
  • Как вы пришли к таким выводам?

Заполните таблицу по образцу, используя приведенные под таблицей характеристики. 

2. Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 10-11 §2 п. «Методы исследования в биологии».

  • Каким методом исследования, указанным в параграфе, вы пользовались при определении необходимых растениям способов ухода? Докажите.

Подготовьте выступление по итогам проведенной работы.

Группа №2.
Гипотеза: клубни картофеля содержат крахмал.
Подтвердите или опровергните эту гипотезу.

Для этого:
1. Изучите выданный крахмал: опишите его, потрите между двумя пальцами (что происходит?), немного крахмала в пробирке растворите в холодной воде (сделайте вывод о растворимости крахмала), взболтайте пробирку (опишите что произошло), добавьте к крахмалу слабый раствор йода (что произошло?).

Сделайте общий вывод о свойствах крахмала, выбрав верные утверждения: порошок, жидкость, бесцветный, голубой, белый, скрепит между пальцами, испаряется между пальцами, хорошо растворим в холодной воде, плохо растворим в холодной воде, если взболтать пробирку с крахмалом и водой, то раствор становится мутным, раствор йода окрашивает его в желтый цвет, раствор йода окрашивает его в синий цвет.

Используя полученную информацию выполните работу:
Очищенный клубень картофеля измельчить на терке. 
Мякоть картофеля растворить в воде (что должно произойти с крахмалом?) 
Раствор мякоти пропустить через марлю (где должен остаться крахмал?) в большой стакан. 
Пока раствор в стакане будет отстаиваться, познакомьтесь с текстом учебника на стр. 10-11 §2 п. «Методы исследования в биологии». Ответьте на вопросы: Какие методы исследования описываются в учебнике? Чем экспериментирование отличается от наблюдения?
Посмотрите, что произошло с раствором в стакане. Аккуратно слейте воду. 
Предложите способ доказать или опровергнуть, что полученный осадок является крахмалом.
Подготовьте выступление по итогам проведенной работы.

Группа №3.
1. Рассмотрите выданные прорастающие семена растения. Все ли семена проросли?
Сосчитайте общее количество семян. Запишите значение Nо – общее количество семян.
Сосчитайте только те семена, которые проросли. Запишите значение Nп – количество проросших семян.
Сосчитайте процент всхожести семян (Вс) по формуле:
Вс=Nп:Nо∙100%
Сделайте вывод о всхожести исследуемых семян.

2. Познакомьтесь с текстом учебника на стр.10-11 §2 п. «Методы исследования в биологии». Какие методы исследования описаны в учебнике? Каким методом исследования пользовались вы для определения всхожести семян?
Подготовьте выступление по итогам проведенной работы.

Запись в тетради:
Методы исследования в биологии.
Наблюдение – метод исследования объектов живой природы в естественных условиях существования.
Эксперимент - метод исследования явления в управляемых человеком условиях. 
Измерение - это определение количественных значений каких-либо признаков изучаемого объекта.

Фенология – наука, изучающая сезонные изменения в природе.


Полный текст материала Технологическая карта урока биологии "Методы исследования в биологии"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Могутова Надежда Валентиновна  Публикатор
21.08.2017 2 1118 176
Комментировать

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Комментарии • 21:30, 24.08.2017
Бесподобно!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Комментарии • 21:14, 24.08.2017
Материал пригодился