Конспект и презентация к уроку биологии "Наследование сцепленных генов"; 10 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнечирская средняя общеобразовательная школа»


 


 


 


 

Урок биологии 10 класс

тема "Наследование сцепленных генов."


 


 

Учитель биологии

Никишина В.М.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ст-ца Нижний Чир

2021г.

Цели урока:

Образовательная (достижение предметных результатов):

  • Способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана.

  • Продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.

Развивающая (достижение метапредметных результатов):

  • Продолжить формирование умений анализировать и давать критическую оценку тексту учебника и научной статьи.

  • Способствовать установлению причинно-следственных связей через решение проблемных задач.

Воспитательная (достижение личностных результатов).

  • Создать условия для воспитания культуры умственного труда.

  • Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебной литературой.

Тип урока: Изучения нового материала.

Методы и приемы обучения (технология развития критического мышления): Проблемного изложения, поисковая беседа, групповая дискуссия, синквейн.

Технологическая карта урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация.

Вызов.

 

Основы какой самой современной науки мы продолжаем изучать?

Назовите предмет изучения данной науки?


 


 

С какими закономерностями вы познакомились?

Озвучьте законы генетики, которые вы знаете.


 

Используя знания, полученные ранее, решите задачу:


 

Рассчитайте. какое может быть получено потомство во II поколении при скрещивании чистых линий душистого горошка: с пурпурным венчиком и гладкой пыльцой (доминантные признаки) и с белым венчиком и сморщеной пыльцой.

Являются ли гибриды II поколения носителями признаков родительских форм?

Как было названо это явление?

Кем и в какой теории было объяснено?


 

Какай процесс обуславливает появление рекомбинантных гибридов?

 генетика

 

 

Закономерности наследственности и изменчивости

 

 

Законы Менделя

 

 

( I, II, II законы Менделя)

 

Согласно III закону Менделя должно быть получено потомство с разными сочетаниями признаков в соотношении 9:3:3:1

 

 

Зачитывают предлагаемый материал об опыте Пеннета и его коллег

 

 

Решают задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет. Появляются особи с рекомбинантными признаками.

 

Явление сцепленного наследования признаков

Объяснено Томасом Морганом и его коллегами в теории хромосомной наследственности

 

Перекрест гомологичных хромосом. Рекомбинация.

Целеполагание и мотивация.

Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

 

Тема нова для вас?

 

 

 

 

 Целью сегодняшнего урока будет выяснить причины сцепленного наследования; раскрыть сущность хромосомной теории Моргана с современных позиций науки генетика.

Первичное усвоение материала

На доске краткий план из опорных слов и фраз:

1. Объекты исследования. Почему?

2. «Совместное наследование», «группа сцепления»

3. Причины сцепления генов.

4. Положения хромосомной теории

5. Нарушение сцепления: причины.

 

Комметарий:

Чтобы достигнуть поставленных нами целей. Необходимо установить с какими объектами работал автор хромосомной теории и почему.

 

Необходимо вспомнить. Или постараться выяснить, что означает термин «сцепленное наследование», группы сцепления»

 

Затем исследуем причины сцепленного наследования признаков, установленные Морганом

 

Результатом нашей работы должно стать понимание основных положений современной хромосомной теории.

 

И, наконец, применение полученных знаний для решения задач на сцепление генов и кроссинговер. Задание №26 ЕГЭ)

Используя информацию учебника и доп. Информацию (информационные карточки), учащиеся находят ответы на вопросы и делают краткие записи.


 

 

 


 

 

Осмысление и расширение знаний

  1. Что такое сцепленное наследование генов?


 


 

  1. Как определить сколько групп сцепления у человека?

  2. В чем заключается закон Моргана?


 


 

  1. Могут ли результаты скрещивания, гибридов второго поколения указать на то что есть сцепление генов?

 


 

  1. Что указывает на полное или не полное сцепление?


 


 

  1. В каком году впервые сформулирована хромосомная теория?


 

  1. Какое практическое значение имеет открытие Т. Моргана?


 

Работа с рис. 250 по изучению схемы наследования сцепленных генов и кроссинговера дрозофилы.


 

  1. Как определить расстояние между генами и на что это расстояние указывает?

 

1.Совместное наследование генов, локализованных в одной хромосоме

2. 23 группы, (= числу пар хромосом)

3. Гены, локализованные в одной хромосоме наследуются вместе, локализ.в разных – независимо.

4.Да. Если результаты скрещивания не соответствуют III закону Менделя (9:3:3:1)


 

5.Если среди потомков только родительские сочетания признаков – полное, если есть кроссоверные – неполное.

6. 1911 год

 

7. Дает возможность построить генетические карты.

 


 


 


 

8.Расстояние между генами измеряется в морганидах. 1 морганида равна 1 % кроссинговера.

 

Закрепление знаний

Решение задач.

Решение

Рефлексия

Групповая дискуссия.

Цели достигнуты? Докажите.

Что трудно для понимания?

Синквейн «Сцепление генов»

Активно участвуют в дискуссии.

Сочиняют синквейн (в парах)

Д.З.

§ 36

 

 

Сцепленное наследование: два гена находятся в одной хромосоме.

а) При полном сцеплении гетерозигота дает только два типа гамет.

б) При неполном сцеплении гетрозигота дает четыре типа гамет, но не с равной вероятностью.


 

 

Рис. 5

На вышесказанном строится хромосомная теория наследственности Моргана:

1. Гены находятся в хромосомах и расположены в линейной последовательности на определенных расстояниях друг от друга.

2. Гены, расположенные в одной хромосоме, составляют группу сцепления. Число групп сцепления равно гаплоидному числу хромосом. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно (т. е. в тех же сочетаниях, в которых они были в хромосомах исходных родительских форм).

3. Новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера в процессе мейоза. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами.

4. Учитывая линейное расположение генов в хромосоме и частоту кроссинговера как показателя расстояния между генами, можно построить карты хромосом. За единицу расстояния между генами принята частота кроссинговера равная 1 % (морганида, сантиморган, сМ).

Слайд 1
Наследование сцепленных генов
Слайд 2
Первый закон Менделя
Слайд 3
 
Слайд 4
Третий закон Менделя F2:
Слайд 5
Задача Какое может быть получено потомство во II поколении при скрещивании чистых линий душистого горошка: с пурпурным венчиком и гладкой пыльцой (доминантные признаки) и с белым венчиком и сморщеной пыльцой.
Слайд 6
 
Слайд 7
План: 1. Объекты исследования. Почему? 2. «Совместное наследование», «группа сцепления» 3. Причины сцепления генов. 4. Положения хромосомной теории 5. Нарушение сцепления: причины.
Слайд 8
 
Слайд 9
 
Слайд 10
1 морганида соответствует 1 % кроссинговера. Такая зависимость между расстояниями и частотой кроссинговера прослеживается только до 50 морганид. 1 морганида = 1% кроссинговера.
Слайд 11
Задача У мышей неаллельные гены, обусловливающие серую окраску тела и нормальную длину шерсти доминируют над генами, контролирующими черную окраску тела и длинную шерсть. Эти неаллельные гены расположены в одной аутосоме и наследуются сцеплено. При скрещивании серых самок, имеющих нормальную длину шерсти с черным длинношерстным самцом в потомстве среди мышат получилось следующее расщепление: 50 – серых с шерстью нормальной длины, 12 – серых длинношерстных, 54 – черных длинношерстных и 14 – черных с шерстью нормальной длины. Определите расстояние между сцепленными генами и процент кроссоверных мышат.
Слайд 12
Синквейн «Сцепление генов»
Слайд 13
Наследование сцепленных генов Домашнее задание: § 36
Слайд 14
Спасибо за урок!

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку биологии "Наследование сцепленных генов"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Никишина Валентина Михайловна  Публикатор
09.06.2021 0 2101 226

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК