Урок-творческая мастерская "Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе"


Урок-творческая мастерская


Автор:

Гафарова Наиля Вагизовна

учитель биологии

МОУ "Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С."


Тема: Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе.


Задачи: расширить знания о высших растениях, раскрыть жизнедеятельность папоротников как наиболее сложных; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать принадлежность растений к отделу; воспитывать бережное отношение к делу, уважение друг к другу.


Тип урока: изучение новой темы


Метод: частично-поисковый


Оборудование: таблица «папоротник», листья живые, микроскопы, препараты «сорусы», белая глина, таблица «Эволюция органического мира», каменный уголь.



1. Историческая справка

Учитель.

В древние времена папоротники образовывали на Земле обширные леса из высоких растений. В настоящее время папоротники так же процветают в разных условиях


Фронтальная работа



2. Рассмотрите их на рисунках . стр. 64-65





Как выглядят современные лесные папоротники?

Вспомните домашнее задание: строение папоротника.

Ученик:

Называют условия

в горах

в воде

на стволах

на почве…



Рассказывают по таблице у доски:

стебель короткий, представляет собой корневище с почкой, отходят придаточные корни. Листья вырастают из почек, сложные перистые.


Учитель

Уточняем:

Папоротник – высшее растение, так как имеет настоящие органы, они связаны с размножением, в связи с этим различают два типа органов. Какие?


Ученик:

Вспоминают из домашнего задания и показывают по таблице

У доски:

Вегетативные органы – для бесполого размножении;

генеративные (репродуктивные) – для полового размножения.

(собирают на свободной части доски схему из терминов и рисунков)











Учитель.

3. Мы сегодня говорим об особенностях жизнедеятельности папоротников.


Новая тема. Записывают в тетрадях.


У папоротников нет цветка. Задача урока: выяснить – как размножаются папоротники.

Предлагаю поисковую работу с микроскопом.


(задания к работе даны на партах)




Задания:

а) Отдели пластинку с живого листа (они даны на столах), рассмотри нижнюю поверхность под микроскопом: коричневые бугорки.

б) Определи по учебнику стр. 62, I абзац, что там образуется, какую роль выполняют эти структуры.

в) Сравни рассматриваемый препарат с рисунком на стр. 63 «Раскрывающиеся спорангии» с рисунком на блице на доске.

г) Составь рассказ из «терминов» на доске (даны в разброс) о размножение папоротников.

д) Рассказать друг другу последовательность из собранных терминов «Размножение папоротника»


Учитель.

4. Закрепление:


а) Собрать на доске схему размножения из рисунков и терминов:






(Эту схему собирают двое учеников)



б) Записать эту схему в тетрадях


в) Учитель.

В жизненном цикле папоротника – два поколения – какие?


Ученик.

половая стадия – ГАМЕТОФИТ

бесполое поколение – СПОРОФИТ


Учитель.

Отметить эти стадии на схеме и показать на таблице у доски.


Демонстрирую пример: корневище папоротника, посаженное в горшке, даёт побеги, какой способ размножения доказывает этот пример.


Ученик.

Размножение растений частью тела называется вегетативным размножением.


Учитель.

Подведём итоги – в жизненном цикле споровых растений – две стадии: гаметофит и спорофит, и два способа размножения: споровое и вегетативное.


г) Итоговый контроль.

Написать схему жизненного цикла папоротника гаметофита и спорофита.

(пишут на отдельных карточках)


Учитель.

  1. Роль папоротников в природе.


Ученик выступает с сообщением.


Они оставили Земли большой след. Папоротники – деревья падали в воду, давили друг на друга, но не гнили, так как в воде почти отсутствуют бактерии. Стволы уплотнялись и чернели. Образовывали залежи каменного угля, которые использует человек. Можете подержать в руке кусочек ископаемого папоротника.



Учитель. Приглашаю всех для работы в творческую мастерскую.


6. Творческая мастерская.

Предлагаю всем оставить на память отпечаток листа папоротника в керамике.



Творческая работа

Цель работы: изобразить внешнее строение листа папоротника, используя технологию народно-прикладного искусства в керамике.


Рабочий процесс:

а) напоминание правил техники безопасности – не размахивать стекой, не брызгать мокрой губкой, не крошить глину на одежду, надеть нарукавники.

б) приготовить рабочее место – убрать учебные принадлежности, расправить клеёнку.

в) выбрать цель работы – живой лист папоротника или рисунок со страницы 64 учебника.

г) - Необходимо промять глину мокрыми пальцами, смоченными о влажную губку.

- Раскатать глиняный ком в пластину

- Наложить лист на пластину и прикатать скалкой или вырезать стекой любой выбранный рисунок.


- Вырезать контур и нанести детали рисунка, сгладить края получившегося панно.


- Проделать деревянной «иглой» отверстие для шнурка.

- Выполненную работу, но ещё «сырой материал» раскладывают на демонстрационном столе.



После звонка дежурные приводят рабочее место в порядок.


7. Итоги работы.


Выделить оригинальны работы, оценить деятельность учащихся в ходе урока.


Список литературы


1. Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 4-е изд. , стереотип.-М.:Дрофа, 2001.-248 с.:ил.

  1. Биология 7 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Человек» / авт.-сост. Т.В. Козачек.-Волгоград: Учитель, 2007.-328 с.

3. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 кл.: метод. Пособие. М.: Дрофа, 1996.-160 с.: ил.

  1. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Полиграфуслуги», 2005.- 128 с


8



Полный текст материала Урок-творческая мастерская "Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Наиля Вагизовна  Гафарова
16.12.2010 5 7169 576

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК