Урок биологии по теме "Первые современные люди" 9 класс


  1. Алексей Николаевич Руднев

- образование высшее, окончил Волгоградский государственный педагогический университет в 1999 году, учитель биологии и химии по специальности «Биология».

-учитель биологии I квалификационной категории.

- педагогический стаж работы на момент публикации 12 лет.

- место работы МОУ СОШ посёлка Красная Кудрявка Балашовского района Саратовской области.

- должность учитель биологии, химии.


2. Дата создания материала: февраль 2010 года, проведён в рамках предметной недели в 2009-2010 учебном году.

3. Наименование материала: «Первые современные люди».

Биология, 9 класс, учебная программа под редакцией И.Н. Пономарёвой,

О.А. Корниловой, Н.М. Черновой.2009 год.



Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, умений и навыков. Учащимися уже освоены основные понятия данной темы - изучены стадии эволюции древнейших и древних людей, доказательства эволюционного происхождения человека. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический компьютерный тест (позволяет проверить большой объём знаний по данной теме), что позволило проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала и построению целостной картины антропогенеза. Выбранная форма позволяет рационально использовать время.

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на записи учителем на доске, разнообразить формы и методы работы. Презентация содержит два видеофрагмента, позволяющих не только представить, но и увидеть своими глазами кроманьонцев, их образ жизни, биологические и социальные особенности. ( для уменьшения объёма видеофайлов они были обработаны при помощи программы - поэтому уменьшился размер экрана - в оригинале это полноэкранное видео). Используется опорная схема стадий эволюции человека в виде плаката.

Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную.

Материал подобран разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать работу учащихся, обеспечить деятельность, как слабоуспевающих учащихся, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. На уроке возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть, в конечном итоге, ситуации успеха.

Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.


Список источников:

  1. Завуч.инфо - это уникальный образовательный портал в помощь учителю.- материал для создания презентации.

  2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм): Учеб. для биол. спец. Вузов.- 4-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 1998.-336 с.: ил.

  3. Электронный учебник по биологии Пименова Анатолия Валентиновича- видеофрагменты.

  4. Тестовая оболочка учителя информатики Россошанской школы- интерната Воронежской области Комаровского Анатолия Николаевича.

Человек- «материя, познающая самое себя».

Тема: «Первые современные люди».

Цель урока: Изучить биологические и социальные вопросы эволюции кроманьонцев, как одного из этапов антропогенеза.

Задачи урока:

1. Образовательные: Углубление и расширение знаний этапов антропогенеза на основе формирования знаний об особенностях внешнего строения, жизни кроманьонцев; умение сравнивать предков человека, делать выводы, о сходстве и различиях; убедить учащихся в основополагающей роли труда и в становлении человека.

2.Развивающие: Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

3.Воспитательные: Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного взаимодействия.


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок-лекция (с элементами поиска и диспута).

Структура урока:

1.Организация начала урока;

2 (3). проверка домашнего задания, постановка цели урока;

3 (2). подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала (актуализация ЗУН);

4. изучение нового материала- изучение неоантропов проводится в постоянном сравнении и сопоставлении с палеоантропами;

5. закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

6. обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

7 (8). подведение итогов и результатов урока;

8 (7). задание на дом.

Оборудование: Тест, наглядность: презентация, таблица “ Этапы эволюции человека».

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение темы «Антропогенез». На предыдущих уроках познакомились с эволюцией приматов (именно они являются «предшественниками» рода Homo) и первыми стадиями эволюции человека. В ходе этого урока изучим современную стадию эволюции человека (неоантропов), выясним основные особенности наших «предков»: их образ жизни, биологические и социальные факторы эволюции, то есть займёмся изучением «глобальной» истории людей как биологического вида. Я надеюсь, что тема будет для вас интересна. Ведь знать, кто мы и как появились, кем были, позволяет осознать сущность человека, его место в системе органического мира. Но, перед этим (чтобы получилась целостная картина), давайте вспомним материал прошлого урока, то есть то, что нам уже известно по теме «Антропогенез»!

Организация проверки домашнего задания:

  1. Проведение компьютерного тестирования (индивидуально) учащихся (10 минут)- проверка и оценивание автоматическое.

  2. Работа над ошибками, исходя из тестирования (ошибки выводятся на мониторе). Возможные вопросы:

  • - составить схему этапов эволюции человека от дриопитеков (работа учащегося у доски):

  • - в это время с классом организуется фронтальная беседа: «Характеристика австралопитеков, архантропов, палеоантропов» (уделяя особое внимание роли биологических и социальных факторов).

А теперь откройте презентацию «Кроманьонец» и посмотрите на первый слайд. Вы видите перед собой рисунки людей. Ответьте на вопрос: «Если бы вы увидели их в современной толпе одетыми как все, обратили бы на него внимание? Отличается он от нас общим внешним обликом? Фактически кроманьонец (почему кроманьонец- слайд второй)- это человек современного типа, что, казалось бы, избавляет нас от необходимости описывать его строение более подробно. Но, не смотря на это, составим «портрет» этого человека, выясним роль биологических и социальных факторов в его эволюции, выясним время его появления и взаимоотношения с другими видами рода Homo. (фрагмент фильма 1).



Существует две основные точки зрения, касающиеся происхождения человека современного типа.

Гипотеза полицентризма

Гипотеза моноцентризма

Человек разумный возник нескольких местах планеты из разных предковых форм, принадлежащих к палеоантропам (или даже архантропам).

Существовало единое место возникновения человечества из какого- то одного общего предкового ствола.





Гипотеза широкого моноцентризма Я.Я.Рогинского.

Человек современного типа возник где- то в Восточном Средиземноморье и в Передней Азии. Именно здесь находят наиболее выраженные промежуточные между неандертальцами и ранними ископаемыми формами человека разумного костные остатки. Многочисленные промежуточные формы находят также на юго-востоке Европы. В те времена все эти территории были покрыты густыми лесами, населёнными многообразными животными. Здесь, по- видимому, и был совершён последний шаг на пути к Человеку разумному – слайды 3 ,4, 5. На этой стадии был окончательно сформирован облик современного человека:

  1. Фигура стала более стройной

  2. Рост 180-190 см.

  3. Череп с большой черепной коробкой (объём 1800 см3)

  4. Широкое и короткое лицо

  5. Прямоугольные глазницы

  6. Наличие выраженного подбородка, прямого лба и отсутствие надбровных валиков

  7. Присутствие подбородочного выступа на нижней челюсти свидетельствовало о том, что кроманьонцы были способны к членораздельной речи

  8. В головном мозге большое развитие получили лобные доли (а за что они отвечают?) и зоны, связанные с развитием речи и сложной, конструктивной деятельностью.

Но, все эти особенности, это биологические характеристики. А, как мы уже знаем, в процессе эволюции основное значение приобретали социальные факторы- какие же они были? Слайд шестой- посмотрите и прочтите некоторые социальные особенности кроманьонцев - отметьте их можете пользоваться материалом учебника страница 175. Теперь просмотрите отрывок фильма 2 и так же отметьте социальные особенности.

После этого организуется беседа с подведением итогов: «Социальные особенности кроманьонцев».

  1. Общественный образ жизни и применение накопленного жизненного опыта предков

  2. Трудовая деятельность и развитие руки как органа труда

  3. Возникновение речи

  4. Использование огня

  5. Изготовление орудий труда- слайд седьмой

  6. Появление искусства - наскальная живопись, изготовление различных фигурок из костей (чаще мамонтов)- рисунок 66 страница 174, слайд восьмой.

  7. Социальная организация - родовое общество.

Основные этапы развития человека разумного.

(работа совместно учитель-ученики)

  1. Небывалое духовное, психическое развитие Человека разумного. Только он достиг такого понимания природы, такого уровня самопознания, который сделал возможным создание искусства (возраст первых наскальных изображений 40-50 тыс. лет).

  2. Неолитическая революция- приручение животных и окультуривание растений (около 10 тыс. лет назад). До этого человек был полностью зависим от среды при добычи пищи и одежды. Теперь зависимость приобрела иной характер- она стала осуществляться через контроль над некоторыми сторонами среды обитания.

  3. Научно-техническая революция, в результате которой человек приобрёл власть над природой (в последние 2 тыс. лет и особенно в последние 3-4 столетия).



ВЫВОД (совместно с учащимися как закрепление на основе изученного материала):

Выделенные важнейшие вехи в развитии человека разумного не связаны с изменениями физического облика человека за последние десятки тысяч лет. Различия между кроманьонцами и современными людьми намного меньше, чем различия между отдельными современными этническими группами и расами. Отсутствие уловимых тенденций в изменении строения тела человека за несколько последних десятков тысяч лет косвенно показывает, что эволюция Человека вышла из- под ведущего контроля биологических факторов и направляется действием иных - социальных сил.

Домашнее задание:

Параграф 47.

Знать: основные биологические и социальные особенности Человека разумного.

Уметь: рассказывать об основополагающей роли труда в эволюции человека.



Оценивание деятельности ученика на уроке:

  1. обращать внимание учащихся на неточности и недочёты при ответах.

  2. ученик сам оценивает свою деятельность на уроке /высокий или низкий уровень активности, интерес к изучению нового, допущенные ошибки в работе/.

  3. Оценка учителем ученика.

  4. Выставление итоговой оценки за урок.



Слайд 1
Кроманьонцы.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Поделки из кости Охота на мамонта/ Погребение
Слайд 1
Тест Биология. Антропогенез. Введите фамилию и имя Всего заданий 13 Начать тестирование Время тестирования 10 мин.
Слайд 2
О принадлежности человека к классу млекопитающих свидетельствует: 0 1 0 0 1 прямохождение 2 шерстный покров и живорождение 3 наличие 2-х кругов кровообращения 4 теплокровность Задание 1 Далее ► 09:58
Слайд 3
Человек относится к отряду: 0 0 1 0 1 мозоленогие 2 хищные 3 приматы 4 неполнозубые Задание 2 Далее ► 09:57
Слайд 4
Ближайшим (из нижеперечисленных) родственником человека является: 1 0 0 0 1 орангутан 2 обезьяна капуцин 3 свинохвостая макака 4 тупайя Задание 3 Далее ► 09:54
Слайд 5
Пример рудимента у современного человека: 0 1 0 0 1 рождение детёныша, покрытого шерстью 2 аппендикс 3 мозоли, натираемые на ногах 4 выступающий вперёд подбородок Задание 4 Далее ► 09:53
Слайд 6
Пример атавизма у современного человека: 1 0 0 0 1 многососковость 2 третье веко 3 шестой палец на руке 4 серповидные эритроциты Задание 5 Далее ► 09:53
Слайд 7
Человек в отличие от других животных может: 0 0 1 0 1 построить жилище 2 охотиться 3 фантазировать 4 строить подземные ходы Задание 6 Далее ►
Слайд 8
Предком человека является: 0 0 0 1 1 горилла 2 орангутан 3 шимпанзе 4 ни одна из вышеперечисленных обезьян Задание 7 Далее ►
Слайд 9
Биологическая эволюция человека происходила путём: 1 0 0 0 1 естественного отбора 2 искусственного отбора 3 распространения полезного опыта 4 всеми вышеперечисленными путями Задание 8 Далее ►
Слайд 10
Неандертальцы: 0 0 0 1 1 вели одиночный образ жизни 2 питались травой 3 жили в норах 4 жили стадами Задание 9 Далее ►
Слайд 11
К древнейшим людям относится: 0 1 0 0 1 неандерталец 2 питекантроп 3 кроманьонец 4 австралопитек Задание 10 Далее ►
Слайд 12
Общим предком человека и человекообразных обезьян были: 1 0 0 0 1 дриопитеки 2 австралопитеки 3 человек умелый 4 рамапитеки Задание 11 Далее ►
Слайд 13
К социальным факторам эволюции человека относится: 0 0 1 0 1 естественный отбор 2 изменчивость 3 направленная деятельность (труд) 4 мутации Задание 12 Далее ►
Слайд 14
Учёный, который первым написал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков: 0 0 0 1 1 Линней 2 Ламарк 3 Рэй 4 Дарвин Задание 13 Итоги ►
Слайд 15
Результаты тестирования Оценка Правильных ответов в процентах Ошибки в выборе ответов на задания: Всего заданий Снова Выход Затрачено времени

Полный текст материала Урок биологии по теме "Первые современные люди" 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Руднев Алексей Николаевич  rudnev
19.02.2011 9 11649 2001

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК