Автор сценария этого урока (есть к уроку и презентация) участвовал в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» в Москве.
Материал данного урока можно использовать при изучении экологии животных в 7 классе по программе И. М. Швец и учебнику «Экология животных: 7 кл.»: В. Г. Бабенко, Д. В.Богомолов и др. под ред. д-ра биол. наук проф. Н. М.Черновой. - М.:Вентана-Граф , 2007; а также при изучении биологии в 7 классе (УМК Мин. образования РФ Программы для общеобр. Школ Биология 5-11 кл. М. Дрофа 2000 Сб. программно-метод. материалов по биологии НГЦ 2003 учебник В.В. Латюшин и В.А. Шапкина Биология. Животные. 7 класс М. Дрофа , 2005).

02.03.2011
Разработка урока по экологии человека 8 класс. Тема урока "Стресс как негативный биосоциальный фактор".
Данный урок был представлен на областном конкурсе «Учитель года 2007». Рассчитан на 30 минут. Получил диплом в номинации «Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии»
Урок по теме"Кольчатые черви. Общая характеристика типа Кольчатые черви", 7 класс. Урок разработан с проблемным методом обучения; групповая, парная формы работы. Составлена презентация для индивидуальной работы учащихся за компьютерами. Удобно использовать, если у вас отсутствует виртуальная лаборатория по биологии.
Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Презентация содержит два видеофрагмента, позволяющих не только представить, но и увидеть своими глазами кроманьонцев, их образ жизни, биологические и социальные особенности.
Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную.
Материал подобран разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать работу учащихся.
Данная разработка содержит методические материалы к уроку и мультимедийную презентацию.
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными компонентами живых клеток – белками, их особенностями строения и функциями. Согласно цели, были поставлены учебные, развивающие, методические, воспитательные задачи
Материал предназначен для применения на уроке природоведения в 5-м классе к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение». В материале содержится определение наук, которые включены в группу наук о природе. В конце презентации кроссворд для закрепления представлений о науках ,которые изучают природу.
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя.

В медицинском образовании одной из основных дисциплин являются биология и в дальнейшем анатомия и физиология человека. Биологические знания необходимы для полноценной теоретической и практической подготовки будущих медицинских работников. В методической разработке выделен праксиологический принцип, где перечислены основные клинические дисциплины.

Основная цель мастер - класса: познакомить слушателей с особенностями организации и проведения исследовательского проекта школьников. Включает теоретическую, практическую части, приложения (которые содержат план беседы, образцы вопросов и т.д.), список литературы.
Урок математики по теме "Приближённые значения" по учебнику Виленкина Н.Я. К уроку прилагается презентация. Задания урока носят практическую направленность, обучающиеся не только учатся округлять до целого, но и знакомятся с типовыми заданиями по данной теме, которые впоследствии часто используются в 9 классе на ГИА. Театрализованная форма урока допускает возможность привлечь к проведению урока старших учащихся, дать им возможность реализоваться, развивает творческие способности учеников.
Урок в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. по теме "Повторение" я проводила в начале сентября. Задания, подобранные к уроку, лёгкие, урок носит игровой характер. В ходе такого урока легко определить в новом для учителя коллективе активных детей. Кроме того, на примере простых задач удобно повторить правила оформления условия задачи различными способами - в виде таблиц, чертежа, краткой записи. Урок содержит много устных заданий и задач на внимание, иллюстрирован презентацией.
Заключительный урок по теме. Автор учебника - Виленкин Н.Я. В уроке использованы устные и письменные упражнения, много наглядного материала. Рекомендуется оформить доску творческими работами учащихся. Необходимо также использовать для построения чертежей на доске чертёжные инструменты. Учащиеся работают на уроке коллективно, индивидуально и в группах.

Кроссворд содержит 9 общих вопросов по теме Антропогенез. Возможно использовать на этапе закрепления, или на уроке обобщения по данной теме.

Использование игровых технологий на уроках биологии.
31 страница различных игр, викторин и т.п.
В связи с отмечаемой в последние годы тенденцией ухудшения состояния здоровья школьников в РФ, во многих программных документах по развитию образования поставлены задачи уделять вопросам охраны здоровья повышенное внимание. Данную разработку можно использовать на уроках биологии в 8 классах, на классных часах, во время проведения Недель биологии и экологии.
Особенности жизнедеятельности папоротников, их роль в природе (урок-творческая мастерская).
Семинар проводится после подведения итогов экологического месячника в школе.
Цель:
• обобщить знания детей о том ,что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистая вода, чистый воздух ,чистая земля;
• помочь детям осознать ,что планета Земля сейчас в опасности;
• воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде;
• воспитывать любовь к природе,правильное с ней общение,желание изучать её.
воспитание патриотических качеств, любви и уважения к родной стране, малой родине, лицею;
привитие чувства гордости за свою семью, ответственного отношения к родителям, заботы о них;
• развитие толерантных отношений, уважения обучающимися друг к друга.
На уроке мы должны познакомиться с основными группами витаминов, их значением для здоровья человека, определить какие витамины содержатся в продуктах питания, которые мы употребляем в пищу.
Данную разработку можно использовать полностью или частично на уроках «Окружающего мира» в начальных классах, на уроках природоведения в 5 классе и биологии в конце изучения курса 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения», при проведении Недель биологии и экологии в школе. Игровая форма подачи экологических знаний позволяет вызвать интерес у школьников к изучению многообразия живой природы, необходимости ее охраны и защиты.
Конкурс состоит из этапов-станций: «Отдел Водоросли», «Отдел Моховидные», «Отделы: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые)». На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают очки. Учебники биологии для учащихся 6-х классов изобилуют трудно запоминаемыми названиями и терминами. Такая форма проведения обобщающего урока по теме «Царство Растения» позволяет привлечь учащихся к поиску необходимых сведений в учебнике. Это способствует лучшему запоминанию названий растений. Одновременно учащиеся знакомятся с систематическими категориями классификации растений, изучаемыми позднее более подробно.
На изучение лишайников в программе В.В. Пасечника отводится 1 час. Они помещены в раздел «Царство «Растения». У школьников может сложиться ошибочное мнение, что лишайники относятся к растениям. Согласно современным представлениям об органическом мире, растениями лишайники называть нельзя, поскольку из составляющих их компонентов только зеленые водоросли принадлежат к царству растений, тогда как грибной компонент представляет царство грибов, сине-зеленые водоросли – царство цианобактерий. Сейчас большинство лихенологов рассматривают эти организмы как лихенизированные грибы. Не вдаваясь в эти подробности, учителю биологии необходимо так построить урок, чтобы информация о лишайниках ассоциировалась у школьников с чем-то необычным и запоминающимся.
Урок химии в интеграции с экологическими понятиями. Проведения экологической игры "Экологическая паутина"
Особенность педагогического мышления состоит в том, что если задаться целью, то можно буквально из ничего создать воспитательный момент. Что уж тут говорить о тех ситуациях, в которых эти моменты сами так и просятся применить их на практике. Допустим, выходит нормальный человек из тамбура, в котором курильщики заплевали весь пол, и возмущается. И это вполне естественно! Я же кроме этого в специально отведённом для этого уголке памяти делаю пометку: когда будем проходить выделительную систему, нужно не забыть упомянуть, что яды из организма выделяются не только с мочой, калом и потом, но также и со слюной...
Мудрец сказал: «Книга, которую не хочешь прочитать во второй раз, не заслуживает того, чтобы её прочитали и в первый раз». Счастлив тот, у кого в доме нет ни одной такой книги. Но разве многие из нас могут этим похвастаться? Да и потом, отрицательный результат - тоже результат. Прочитал два-три произведения одного автора (по одному судить нельзя) и понял, что это не для тебя. По крайней мере потом можно будет выбирать, основываясь на собственном опыте.
Только вот что коробит: высказывание мудреца можно отнести и к школьным учебникам...
В общей биологии понятие "рудименты" встречается довольно часто. Хрестоматийные примеры (ушные мышцы, хвостовые позвонки, волосяной покров, аппендикс и т.п.) запоминаются несложно. Однако спроецировать понятие на иные объекты затрудняются даже те, кто успевает по биологии на "отлично". Чтобы как-то популяризовать эту тему, мы с учениками разработали подход, суть которого сводится к следующему.
Небольшая статья-размышление о трактовке функций тех или иных систем в анатомии.
Данную разработку или ее фрагменты можно использовать на учебном занятии или внеклассном мероприятии. Класс делится на 4-5 групп экспертов – знатоков биологии пушных зверей. В ходе занятия каждая группа старается заработать максимальное количество баллов. До проведения занятия ученики, увлекающиеся биологией, готовят сообщения о жизни пушных зверей, компьютерные презентации. В разработке используются коммуникативно-диалоговая и игровая технологии. Они воспитывают чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. Сочетается фронтальная, групповая и индивидуальная работа в классе. В такой организации образовательного процесса создается цепочка: предметная деятельность, общение, творчество. Использование регионального компонента в обучении биологии развивает интерес к предмету, способствует воспитанию патриотических и эстетических чувств, чувства ответственности перед природой.
Дидактические сказки учат детей понимать и беречь природу. В них вымышлены события и разговоры между живыми существами. Основные биологические факты в сказках даются с научной достоверностью. Сказки можно использовать как в начальных, так и в средних классах. Перед чтением сказки необходимо сказать несколько слов о теме, затрагиваемой в ней. В ходе обсуждения школьники охотно ответят на вопросы и сами расскажут о своих наблюдениях в жизни природы. Такая форма общения позволяет легко и непринужденно закрепить новые знания.
Творчески работающий учитель находит программный материал, который можно подать в форме сказочного повествования. Курс биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения» под редакцией Пасечника В.В. позволяет использовать в обучении дидактические сказки.
Установление межпредметных связей между географией и биологией; установление связей в природных сообществах (комплексах) через пищевые цепи и сети; между деятельностью человека и средой обитания организмов.