Ирина Шестакова, 10.01.2017 2

Технология рефлексивного чтения: как научить детей работать с текстом, читать его и понимать


Технология рефлексивного чтения повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека. В этой статье мы рассматриваем несколько приемов и стратегий, позволяющих научить детей работать с текстом осознанно.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Слово «рефлексия» определяется как «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».

Отражением сути технологии рефлексивного чтения (ТРЧ) являются слова Ж.Ж. Руссо: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню».

Структура технологии рефлексивного чтения

Применять стратегию рефлексивного чтения при работе с текстом можно на разных этапах.

  • На начальном этапе ТРЧ включает механизмы мотивации. Личная заинтересованность делает процесс познания целенаправленным.
  • На смысловой стадии совершается непосредственно чтение. Его качество будет зависеть от способа организации учебного процесса. Для осуществления осознанного чтения в технологии используются методические приемы, которые дают возможность воспринимать информацию активно.
  • На стадии рефлексии происходит овладение новыми знаниями. В этот момент ученик решает, удовлетворены ли его познавательные запросы и в каком направлении стоит двигаться дальше.

Методика Ривина

Александр Григорьевич Ривин преподавал в первой половине XX века на Украине. Публикаций его собственных работ нет, но о формах работы, которые он использовал, написали его ученики и современники, поэтому в разных источниках описание его методов обучения разнятся.

Суть методики заключается в том, что ученик получает свою тему и прорабатывает ее по очереди с несколькими одноклассниками. Методика учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением.

Одновременно в классе изучается несколько тем. По каждой из них подбираются рассказы, которые раздаются ученикам.

Ставится цель: изучить материал данной статьи так, чтобы уметь ее изложить, ответить на вопросы.

Алгоритм работы по методике Ривина рассмотрим на примере ученика Вани.

Ваня получает тему, записывает в тетради число и название, расчерчивает таблицу:

номер абзаца

о чем абзац (его суть)

ключевые понятия

с кем работал

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчик приглашает Лиду. Вместе читают первый абзац. В совместном обсуждении вырабатывается вариант для записи в тетрадь. Аналогичная работа проделывается с заданием Лиды. Работа на этом этапе закончена.

Ваня выбирает следующего партнера и рассказывает свой материал уже по записям в тетради. Напарник задает вопросы, которые возникли при слушании. Затем вместе изучается второй абзац, и запись в Ваниной тетради делает партнер. Ребята меняются ролями.

Третий абзац Ваня изучает с новым напарником. Перед этим он рассказывает содержание двух предыдущих абзацев. Запись делает напарник.

Так изучаются все абзацы. По окончании Ваня вновь встречается с Лидой и рассказывает тему от начала до конца. Лида излагает Ване свое задание.

По окончании изучения темы сдается зачет. Он проходит в виде рассказа с использованием терминов, применением примеров, ответами на дополнительные вопросы.

Прием «Лови ошибку»

Эффективен на этапе актуализации знаний перед прохождением нового материала.

Учащимся предлагается текст, в котором есть ложная информация. Задача учеников — найти допущенные ошибки.

Ошибки в тексте должны быть разного уровня: простые и сложные (скрытые). Ученики находят ошибки и аргументируют ответ.

После усвоения нового материала учитель возвращается к тексту, предложенному в начале урока, обсуждаются ошибки, которые не нашли.

Стратегия «Условные значки» (INSERT)

Во время работы над текстом ученики делают на полях пометки условными знаками:

«+» новая информация, «v» известная информация, «—» противоречивые данные (я ошибался), «?» недостаточно данных (не понятно).

Закрепить осмысление текста эффективно с помощью рефлексивного письма. Учащиеся заполняют маркированные таблицы.

Подробнее о применении приема Инсерт на уроке.

Стратегия «Таблица — синтез»

Развивает осознанное восприятие текста. Побуждает к осмыслению содержания.       

Первая и вторая графы заполняются при первичном прочтении. После анализа первой и второй записи заполняется последняя графа.

важные моменты

на чем задержался взгляд

почему этот фрагмент заинтересовал (анализ)

 

 

 

С опорой на анализ ученик в конце пишет небольшой отзыв. Важно поразмышлять о личном восприятии прочитанного произведения.

Прием «Двойной дневник»

При первичном восприятии текста ученики параллельно записывают личные комментарии к событиям, происходящим в тексте, в таблицу.

фраза (слово), которая привлекла

внимание

почему эта фраза (слово) привлекла внимание, какие вызвала чувства

 

 

Ценность этого приема в том, что читатель занимается исследованием и своих чувства в момент чтения произведения. Фокусируется эмоциональный отклик. В психологии отношений развивается новое направление, связанное с эмоциональной разрядкой, происходящей, когда человек обозначает свои чувства. Этот прием имеет терапевтический эффект.

Прием «Синквейн»

Применяется как творческий итог прочитанного, изученного на уроке материала. Имеет структуру: пять строк, количество слов в каждой строке строго регламентировано.

существительное — заглавие темы

два прилагательных — характеризуют важные понятия

три глагола — действия, связанные с темой

предложение из четырех слов — доносит основную мысль

существительное — итог, ассоциация

Примером может служить синквейн о технологии рефлексивного чтения:

Чтение

Активное, осознанное.

Развивает, интересует, аргументирует.

Составляет основу умения учиться.

Результат

ФГОС ориентированы на универсальные учебные навыки. Учащиеся обучаются ключевым методам, составляющим основу умения учиться.

Более высоким уровнем восприятия прочитанного считается форма работы на уроке «чтение ради размышления». Основная идея технологии рефлексивного чтения заключается в том, что получение информации активизирует мыслительный процесс. Чтение эффективно, если вследствие его рождаются новые пути для совершения действий.

Об авторе: Ирина Шестакова, учитель начальных классов, высшей категории. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 elenadobrysckina • 20:40, 18.01.2017
Спасибо большое за интересный и полезный материал практической направленности, так проблема современного общества - нежелание детьми читать, остаётся актуальной на протяжении многих лет. Благодаря подобным методикам, я надеюсь, появится выход в решении данной проблемы. Спасибо.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
1 Егор9840 • 12:37, 10.01.2017
Спасибо. Материал интересный и полезный. Некоторые приемы уже использую в практике работы. Детям нравится и урок проходит плодотворно.
[Материал]