Прием «Взаимопередачи тем» на уроке, или Как ученик становится учителем
Наиболее продуктивно применять методику «взаимопередачи тем» в больших группах. В этом случае есть возможность прорабатывать одновременно более 10 тем, что прекрасно подходит для подготовки к зачетам. В маленьких группах общее продвижение будет тормозиться из-за разного темпа прохождения тем учащимися.
Как использовать стратегию взаимообмена заданиями (ВОЗ)
Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении.
Материал для изучения
Учителю необходимо подготовить несколько карточек по различным темам. Темой может выступать один вопрос или определенным образом оформленный текст с упражнениями разного уровня сложности.
Упражнения первой группы достаточно просты. Если это вопросы, то ответы на них находятся в отдельных абзацах текста. Вопросы или задачи второй группы подобраны для проверки всего изученного материала и предназначены для более глубокого осмысления учеником пройденной темы.
Ученик готов обучить другого, когда он усвоил тему, у него есть подробный план, им выполнены все упражнения первой и второй группы.
Проверка проходит обычным образом. Учитель проверяет правильность плана и решения задач. Если допущены ошибки, то ученику предлагается заново изучить вопрос и внести необходимые исправления.
Алгоритм работы в паре
Ученик изучает свою тему и решает задачи первой и второй группы. Затем сдает свой план и решение на проверку учителю. Если все выполнено верно, ученик допускается к обучению других.
Первый ученик, согласно пунктам своего подробного плана, разъясняет тему товарищу. Чтобы обучение не превратилось в скучный пересказ, после каждого пункта обучаемому задаются вопросы. Таким образом, ученик, выступающий в роли учителя, контролирует усвоение знаний своего напарника.
В итоге у второго ученика в конце обучения должен быть составлен подробный план по теме, и он способен выполнить задания первой и второй группы. В этот момент ученики могут вместе начать разбирать задания третьей группы либо сделать это самостоятельно.
Выполненные задания сдаются на проверку учителю. Также он ведет специальное табло учета, в котором отмечает выполненные учащимися задания. Из него будет понятно, кто из учеников обучил теме, кто обучен.
Фамилия |
Номера тем (карточек) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Ученик 1 |
+ |
+++ |
* |
|
Ученик 2 |
* |
|
|
+ |
Ученик 3 |
|
+++ |
|
|
|
|
|
|
|
Где, * — приступил к теме, + изучил тему самостоятельно, +++ — обучил.
Дополнительные замечания
- При работе по данной методике оценка остается открытой. Это означает, что у ученика есть возможность изучать тему до получения отметки «отлично».
- Использование стратегии взаимопередачи тем подразумевает особый режим занятий. Ее применение не всегда возможно, например, из-за неспособности ученика к самостоятельному изучению темы, а тем более передачи ее другому.
- Если темы (карточки) должны изучаться в определенном порядке, то учитель составляет схему последовательности тем.
- Изучая тему самостоятельно, ученик может пользоваться словарями, конспектами и справочниками, консультироваться с учителем.
- Если для работы над карточкой паре требуется дополнительное время — его следует предоставить.
- Если ученики делают удачные дополнения в карточки (дополнительные вопросы, формулировки материала и прочее), то это следует поощрять и отмечать перед классом.
- Ученики, освоившие все темы быстрее остальных, могут получить дополнительную нагрузку: переписка карточек, в которые будут включены все изменения. Так, карточки постоянно обновляются и дополняются.
- Следует различать методики «взаимопередачи тем» и «взаимообмена заданиями» (ВОЗ). Вторая форма работы более подходит при ознакомлении со способами решения стандартных задач.
Пример карточки
Карточка №1
Синонимы
Внимательно прочитайте карточку. Уточните у учителя все, что непонятно по ее содержанию.
I. Теория и примеры
Изучите теорию по теме «Слова-синонимы». Подготовьтесь обучить этой теме товарищей.
- Прочитайте материал для наблюдений на стр. 1-3.
- Прочитайте правило на стр. 3 по очереди друг другу.
- Запишите примеры слов-синонимов из параграфа.
- Расскажите о синонимах по плану, поставьте на полях оценку за рассказ.
План
- Что такое синонимы?
- Найдите подходящий пример.
- Покажите на примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному?
- Для чего в речи используются синонимы?
II. Практическая работа.
- Придумайте синонимы к словам «большой», «ребенок». Составьте предложения, в котором будут два глагола-синонима.
- Выполните упражнения 5, 7 из учебника
- Сдайте тетрадь учителю на проверку, в это время устно выполните упражнение 8.
- Обучите теме своего товарища.
Результаты применения методики «взаимопередачи тем»
- Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения знаний.
- Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.
- Учатся слушать, понимать и оценивать.
- Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.
- Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.
По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.
Об авторе: Христолюбова Анастасия, учитель иностранных языков.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.