Анастасия Христолюбова, 28.12.2016 0

Прием «Взаимопередачи тем» на уроке, или Как ученик становится учителем


Методика «взаимопередачи тем» была разработана, чтобы организовать самостоятельное изучение теории во время работы в сменных парах. Первые опытно-исследовательские работы по использованию данной методики были проведены в середине 80-х годов.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Наиболее продуктивно применять методику «взаимопередачи тем» в больших группах. В этом случае есть возможность прорабатывать одновременно более 10 тем, что прекрасно подходит для подготовки к зачетам. В маленьких группах общее продвижение будет тормозиться из-за разного темпа прохождения тем учащимися.

Как использовать стратегию взаимообмена заданиями (ВОЗ)

Ученик самостоятельно изучает теоретический материал (для гуманитарных наук — объемом примерно 3-5 листов; для точных наук — 1-3 листа). Затем он должен объяснить ее другим учащимся. Те, в свою очередь, передадут ему свои знания. Все изученные темы будут сдаваться учителю, чтобы минимизировать возможные ошибки и пробелы в обучении.

Материал для изучения

Учителю необходимо подготовить несколько карточек по различным темам. Темой может выступать один вопрос или определенным образом оформленный текст с упражнениями разного уровня сложности.

Упражнения первой группы достаточно просты. Если это вопросы, то ответы на них находятся в отдельных абзацах текста. Вопросы или задачи второй группы подобраны для проверки всего изученного материала и предназначены для более глубокого осмысления учеником пройденной темы.

Ученик готов обучить другого, когда он усвоил тему, у него есть подробный план, им выполнены все упражнения первой и второй группы.

Проверка проходит обычным образом. Учитель проверяет правильность плана и решения задач. Если допущены ошибки, то ученику предлагается заново изучить вопрос и внести необходимые исправления.

Алгоритм работы в паре

Ученик изучает свою тему и решает задачи первой и второй группы. Затем сдает свой план и решение на проверку учителю. Если все выполнено верно, ученик допускается к обучению других.

Первый ученик, согласно пунктам своего подробного плана, разъясняет тему товарищу. Чтобы обучение не превратилось в скучный пересказ, после каждого пункта обучаемому задаются вопросы. Таким образом, ученик, выступающий в роли учителя, контролирует усвоение знаний своего напарника.

В итоге у второго ученика в конце обучения должен быть составлен подробный план по теме, и он способен выполнить задания первой и второй группы. В этот момент ученики могут вместе начать разбирать задания третьей группы либо сделать это самостоятельно.

Выполненные задания сдаются на проверку учителю. Также он ведет специальное табло учета, в котором отмечает выполненные учащимися задания. Из него будет понятно, кто из учеников обучил теме, кто обучен.

Фамилия
Имя

Номера тем (карточек)

1

2

3

4

Ученик 1

+

+++

*

 

Ученик 2

*

 

 

+

Ученик 3

 

+++

 

 

 

 

 

 

 

 

Где, * — приступил к теме, + изучил тему самостоятельно, +++ — обучил.

Дополнительные замечания

  • При работе по данной методике оценка остается открытой. Это означает, что у ученика есть возможность изучать тему до получения отметки «отлично».
  • Использование стратегии взаимопередачи тем подразумевает особый режим занятий. Ее применение не всегда возможно, например, из-за неспособности ученика к самостоятельному изучению темы, а тем более передачи ее другому.
  • Если темы (карточки) должны изучаться в определенном порядке, то учитель составляет схему последовательности тем.
  • Изучая тему самостоятельно, ученик может пользоваться словарями, конспектами и справочниками, консультироваться с учителем.
  • Если для работы над карточкой паре требуется дополнительное время — его следует предоставить.
  • Если ученики делают удачные дополнения в карточки (дополнительные вопросы, формулировки материала и прочее), то это следует поощрять и отмечать перед классом.
  • Ученики, освоившие все темы быстрее остальных, могут получить дополнительную нагрузку: переписка карточек, в которые будут включены все изменения. Так, карточки постоянно обновляются и дополняются.
  • Следует различать методики «взаимопередачи тем» и «взаимообмена заданиями» (ВОЗ). Вторая форма работы более подходит при ознакомлении со способами решения стандартных задач.

Пример карточки

Карточка №1

Синонимы

Внимательно прочитайте карточку. Уточните у учителя все, что непонятно по ее содержанию.

I. Теория и примеры

Изучите теорию по теме «Слова-синонимы». Подготовьтесь обучить этой теме товарищей.

  • Прочитайте материал для наблюдений на стр. 1-3.
  • Прочитайте правило на стр. 3 по очереди друг другу.
  • Запишите примеры слов-синонимов из параграфа.
  • Расскажите о синонимах по плану, поставьте на полях  оценку за рассказ.

План

  1. Что такое синонимы?
  2. Найдите подходящий пример.
  3. Покажите на примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному?
  4. Для чего в речи используются синонимы?

II.  Практическая работа.

  • Придумайте синонимы к словам «большой», «ребенок». Составьте предложения, в котором будут два глагола-синонима.
  • Выполните упражнения 5, 7 из учебника
  • Сдайте тетрадь учителю на проверку, в это время устно выполните упражнение 8.
  • Обучите теме своего товарища.

Результаты применения методики «взаимопередачи тем»

  • Учащиеся вырабатывают стратегию самостоятельного получения знаний.
  • Начинают чувствовать ответственность за своих товарищей.
  • Учатся слушать, понимать и оценивать.
  • Ученики участвуют в коллективном обсуждении проблем.
  • Учатся выстраивать продуктивные отношения и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Этот навык полезен не только на уроках, но и в жизненных ситуациях.

По новым ФГОС учитель должен научить детей приемам самостоятельного познания и практической деятельности. Учитель побуждает ребят проводить исследования, самостоятельно мыслить и анализировать, используя разнообразные образовательные технологии и методы обучения, и стратегия взаимопередача тем — одна из наиболее удачных.

Об авторе: Христолюбова Анастасия, учитель иностранных языков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?