Галина Шутова, 26.01.2016 3

Прием "Чтение с остановками": алгоритм работы и рекомендации


Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия. 


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

Как работать со стратегией "чтение с остановками"?

1. Подготовка к восприятию текста. На стадии вызова обсуждается только заглавие произведения и, возможно, эпиграф к уроку, который максимально приближен к теме текста.

Обсуждение может идти по-разному. Варианты:

  • Рассказ учителя о собственном восприятии текста, знакомстве с ним, о чувствах, которые вызвал этот рассказ/повесть/роман.
  • Прием "Дерево предсказаний", с помощью которого ученики фиксируют свои предположения.
  • Прием "Корзина идей" — также позволяет собрать все предположения, касающиеся содержания произведения.

2. Чтение текста с остановками. Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Важно! Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Лучше всего использовать приемы "Толстые и тонкие вопросы" или "Ромашка Блума".

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

3. Работа с полным текстом. На стадии рефлексии текст опять представляет собой единое целое. Теперь следует вернуться к приемам, использованным на стадии вызова и проанализировать предположения учащихся.

4. Финальная работа по тексту проводится в виде эссе, творческой работы, синквейна, подбора пословиц. Можно, к примеру, разделить класс на группы и для каждой подобрать свое задание: одни пишут письмо от имени главного героя, другие — представляют текст в виде цветовой таблицы, третьим можно предложить переписать концовку рассказа и т.д.

Рекомендации

Текст для анализа не должен быть объемным. Это может быть рассказ, небольшая повесть, очерк. Если изучается роман, то прием "чтение с остановками" поможет проанализировать главы, в которых описаны ключевые события, кульминационные моменты.

Не следует делать много "остановок". Для одного урока достаточно разбить текст на 2-4 смысловые части.

Поскольку художественные тексты на уроках литературы рассматриваются в контексте биографии автора, его творческого пути, общественно-политической обстановки того времени, то на стадии вызова следует рассказать об авторе, истории создания произведения, указать на роль произведения в творчестве писателя. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 valenta8000 • 18:47, 11.03.2019
благодарю
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 helen-vaganova • 16:59, 06.02.2016
Тоже интересно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 birintzeva64 • 16:28, 05.02.2016
Спасибо за интересный материал. Я всегда была на стороне образного и логического мышления, а не на заучивании (зазубривания) материала! Для развития образного мышления использую зарисовывание опорных сигналов (образов), прошу нарисовать закон или явление, теперь ещё буду использовать и логическую цепочку! Ещё раз большое спасибо за материал!
[Материал]