Урок музыки "Кто вы, мистер Джаз?"; 4 класс

Урок музыки "Кто вы, мистер  Джаз?"; 4 класс

Предоставляю полный комплект для проведения урока (план-конспект, презентация, материал для распечатки и др. в приложениях).

Урок разработан по ФГОС, в его структуре присутствуют все необходимые этапы и элементы нового стандарта обучения. Это и постановка цели и задач с последующим формулированием выводов, и активное, деятельностное участие учеников в освоении материала, и групповые формы работы (в парах), и дифференцированное домашнее задание, и проч.

Презентация не дублирует рассказа учителя, служит визуальной линией в процессе урока, помогающей детям в создании образов и представлений. Поэтому она практически не содержит больших текстовых фрагментов. Исключение - последние слайды, где помещены слова разучиваемой песни (переписывать или распечатывать тексты для каждого ученика в своей практике считаю трудоёмким и нецелесообразным).

.  Организационный этап

Музыкальное приветствие «Здравствуйте!» (на этом уроке в джазовом стиле).

Обратить внимание детей на танцующие воздушные шарики на  экране (Слайд №2):

- Они делятся с нами хорошим настроением! И пришли они не одни!

2.  Определение темы

- Сегодня у нас в гостях особый музыкальный стиль.  Посмотрите на этот скрипичный ключ, какую музыку он вам напоминает? Кто вы, мистер?

Среди предположений детей наверняка будет «джаз». (Слайд №3) Записать тему в тетрадях и на доске.

3. Постановка цели, проблематика

Рассуждение с детьми: - Чтобы познакомиться с человеком, лучше его узнать, какие вопросы обычно ему задаём? - Как зовут? Когда родился? Откуда родом?  Кто родители? Каков Ваш характер?

Чтобы узнать о джазе, зададим ему те же вопросы (Слайд №3).

4. Открытие новых фактов, способов музицирования

- Как вы думаете, ребята, откуда родом мистер Джаз? – Вы правы, из Америки. Но его родители – не американцы. Они приплыли в Америку на корабле. Посмотрите, вот на таком (Слайд №4). Вокруг – безбрежная синева Атлантического океана, на голубом небе лёгкие, воздушные облака, тёплый ветер наполняет белоснежные паруса. За штурвалом стоит высокий красивый капитан в белом  мундире с золотыми пуговицами. Какая красота!

- Но что это? Вы слышите стоны? Спустимся вниз… (Слайд №5) В мрачном трюме, тесно прижавшись друг к другу, сидят полуодетые чернокожие люди. Так этот красавец-корабль везёт негров – рабов из Африки! Богачи американского Юга готовы купить их для работы на своих плантациях. (Слайд №6)

Бедные! Изнемогавшие от труда, потерявшие свободу, насильно разлучённые со своим домом и близкими! У них осталась всего «одна ниточка», связывавшая их с родиной. Это музыка.

- Музыка Африки. (Слайд №7) Что вы представляете под этим словом? Какая она? – Неудержимая, зажигательная, темпераментная, ритмичная! Но разве могли несчастные, измученные люди исполнять такие песни и танцы? – Нет. Их музыка изменилась (Слайд №8)  В редкие часы отдыха негры пели песни-жалобы. Такую песню о тоске по родине, о нужде, о тяжёлом труде назвали блюзом (прикрепить на доске магнитом листок с названием ). Послушайте, как грустно звучит мелодия блюза.

Учитель на расчёске, обёрнутой бумагой, напевает мелодию блюза (Прил. 1). По возможности, гармонический аккомпанемент - на фортепиано.

- Я исполнила такую грустную мелодию, а вы улыбаетесь! Что вас удивило? Мой музыкальный инструмент? А ведь гребёнки, обёрнутые папиросной бумагой – типичные инструменты американских  негров. Как вы думаете, почему они не играли на арфах и клавесине?

- Да, чернокожие музыканты делали себе инструменты из всего, что попадало под руки (рассмотреть Слайд №9): пустой кувшин, по которому стучали палочками, чулки, наполненные горохом. В дело шли стиральные доски, жилы, натянутые на высушенную тыкву с палкой. Кстати, так и появился американский инструмент банджо.

Придумайте и вы, каким образом мы можем сейчас сыграть музыку? - хлопать в ладоши, стучать по парте,  щёлкать пальцами, топать ногами… Предлагаю вам подыграть мне на ваших «инструментах».

После объяснения и показа учителем (на «раз» - тихо топнуть носком ноги, на «два» - щёлкнуть пальцами) дети исполняют ритмический аккомпанемент. Учитель поёт куплет  «Go down, Moses»  ( Прил.2)

- Кто-нибудь слышал раньше эту музыку? Это очень известный спиричуэл. (прикрепить на доске листок с названием) Что за слово странное! Спиричуэл, как и блюз, - жанр (вид) музыки, появившийся в Америке среди бывших африканцев.

Ведь прошли уже годы, десятилетия. В памяти постепенно стирались воспоминания о стране предков (Слайд №10). Чернокожие рабы всё больше перенимали культуру «белых хозяев». Переняли они и религию - христианство, стали ходить в церковь и петь там хором религиозные, церковные гимны. Но эти песни-молитвы пели по-своему, с врождённым темпераментом и чувством ритма. Так и возникли негритянские духовные песни – спиричуэлс.

- Но неужели так грустно и закончится наша история? А как же воздушные шарики, праздник и хорошее настроение? Есть ли у Вас другая музыка, мистер? (Слайд №11)

Вот она! (при переключении Слайда №12 автоматически звучит музыка Регтайма С.Джоплина (Приложение 3). После нескольких тактов немного убавить громкость и обсудить характер музыки)

- Да, эта музыка бодрая, радостная, оптимистичная. Как вы думаете, почему она возникла? Что изменилось в судьбе негров? Свобода!

В результате гражданской войны рабов отпустили на свободу! В Африку они уже не вернулись и стали афроамериканцами. Теперь на праздниках, свадьбах,  пикниках (Слайд №13) чернокожий народ уже не пел грустные песни, а танцевал под  задорные регтаймы (прикрепить листок к доске).

Но посмотрите! (Слайд №14) В руках чернокожих музыкантов разве самодельные музыкальные инструменты? Настоящие! После войны многие воинские части и их полковые оркестры были распущены. Никому не нужные «военные» духовые инструменты –  трубы, тромбоны, саксофоны - попали в лавки старьёвщиков. И там, за бесценок, их и смогли купить бывшие рабы.

- Не зная нот, не учась в музыкальных школах (Слайд №15), чернокожие музыканты в своём творчестве достигли высочайшего мастерства и виртуозности! Негры-рабы, кого «белые» американцы поначалу и за людей-то не считали, только благодаря таланту и усердию заставили признать и полюбить своё искусство.

Итак, к началу 20-го века (1900) эта особая афроамериканская музыка приобрела мировую славу и популярность и получила своё название –  ДЖАЗ! (Слайд №16)

5. Закрепление знаний

-А теперь вспомним тему нашего урока (Слайд №17) и попробуем ответить на поставленные вопросы (совместно сформулировать и записать в тетрадь (Слайд №18))

-Чтобы правильно сделать следующее задание, вам понадобится помощь друга – работаем в парах! (Слайд № 19) К каждому названию джазового жанра нужно подобрать соответствующее определение (прикрепить магнитами к доске три листка с определениями в произвольном положении) и записать в тетрадь. Пожалуйста, не торопитесь писать, обсудите ответы с товарищем по парте! (выполнение задания - 2-3 мин)

- Теперь проверьте правильность определений (Слайд №20).

(На доске прикрепить названия жанров и их определения в верном соответствии).

- Если верны все три соответствия - поставьте в тетради «5», если верно одно – «4», если перепутаны все названия и определения – к сожалению, вы были невнимательны на уроке и пренебрегли советами друга – «3». (Обычно «троек» на этом уроке не бывает)

6. Практика, рефлексия

- А сейчас к нам опять вернулись танцующие джаз шарики! (слайд №21) На этот раз они пришли с мистером… Жуком!  (это песня для более подробного разучивания на следующем уроке). 

- У кого хорошее настроение – подпевайте! (Слайды с текстом - №22-25)

Во время исполнения песни дети передают по рядам листок, куда вписывают свою фамилию и полученную оценку.

7. Домашнее задание (Слайд №26)

Выучить названия и определения джазовых жанров (для всех);

Сделать из коробочки от «Киндер-сюрприза» маракас (по желанию)

8. Окончание урока (Слайд №27)

Спасибо за урок! До свидания!


Полный текст материала Урок музыки "Кто вы, мистер Джаз?"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алтухова Анна Викторовна  Anna-musa
Учитель музыки, МОУ СОШ №1 р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской обл.
15.08.2015 0 1789 378

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0