Доклад «Изучение частей речи в начальной школе с помощью методического пособия "Острова"»

Доклад «Изучение частей речи в начальной школе с помощью методического пособия "Острова"»

Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. Согласно программам к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать главные части речи.

При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление.

Поэтому необходимо найти  условия, при которых изучение морфологии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.

Одним из условий, обеспечивающим эффективное усвоение этих понятий является:

Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов, поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание.

Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л.В. Занкова, Ю.Н. Бабанского и др., являются поисковые методы; в начальных классах - частично-поисковый.

Методическое пособие «Острова» позволяет организовать работу по подготовке детей к изучению частей речи через ситуацию поиска, помогает детям самостоятельно вывести правила, определения, что исключает механического запоминания.

Методическое пособие «Острова» делается из 4-6 листов ватмана или клеёнки соответствующих размеров. На ней гуашью разного цвета рисуются острова, между ними вода. Наверху, ближе к левому краю, пишется только слово КАРТА, чтобы потом, позже можно было дописать её название « Карта частей речи». Самые крупные – это Жёлтый остров, Зелёный и Голубой остров, остальные поменьше – это Светло-зелёный остров, Фиолетовый, Розовый, Коричневый остров, Светло-коричневый, Синий, Оранжевый остров, Красный и Серый остров. Каждый остров обозначает одну из частей речи. 

Первый этап работы. Урок 1. Знакомство с Картой Островов

  1. Сначала учитель с детьми рассматривает глобус: океаны, моря, реки, землю (проговаривая, что большая территория – это материки, а  небольшая территория земли, окруженная водой, это ОСТРОВ).
  2. Затем. Рассматривание разных карт мира: политической, физической, зоологической. Дети находят океаны, моря и острова. При рассматривании зоологической карты обсуждается, какие животные живут на островах. Знакомятся с названиями некоторых островов.
  3. А потом рассматривание карты частей речи. Сначала слово КАРТА прикрыто листом бумаги. Педагог  беседует с детьми.

- Как вы думаете, что это такое? (вопрос задается о новой карте)

- Что вы тут видите?

- Острова одинаковые или разные? А как они называются?

- Каждый остров имеет свое имя. Я вам скажу. Это Жёлтый остров, это Зелёный остров.

Затем дети понимают ситуацию и начинают называть острова сами по указанию на них взрослого.

- Значит, у нас карта, на которой изображены море и острова.

(Взрослый открывает слово КАРТА)

  1. Сопоставление разных карт.

Проводится беседа по разным картам. В ходе беседы выясняется кто живет на этих картах и кто будет жить на их новой карте.

- Какие слова вы знаете?

Каждый ребёнок называет хотя бы одно слово, и некоторые из них записываются на доске.

- А цифры вы знаете? Запишите на доске.

- А какие буквы вы знаете? Запишите на доске.

- На этих островах цифры и буквы не живут, а живут только слова.

  1. «Заселение»  островов.

А) «Заселение» взрослым.

- Все острова у нас разные и слова на них живут тоже разные.

- На Жёлтом острове живёт слово …ОКНО (слово записывается на остров). А ещё - слово ДЕЛЬФИН. И ещё много-много слов живёт на Жёлтом острове, их вы потом назовёте сами.

(Таким образом, в качестве образца сразу предлагаются  одушевленные и неодушевленные существительные. Позже нужно включить и имена собственные).

- На Зелёном острове живёт слово ЧИТАЕТ. Ещё слова ЕСТ, СТРОИТ. Другие слова вы скажете потом.

- На Синем острове живёт слово  СЕМЬ и другие слова.

- На Светло-зелёном острове живут слова НАВЕРХУ, БЫСТРО, ХОРОШО и другие.

- На Голубом острове живут слова  ДОБРАЯ, СЛАДКОЕ, ВЫСОКИЙ и другие.

- На Оранжевом острове живут слова  МОЙ, ОНА и другие.

- На Фиолетовом острове живут слова  И, А и другие.

- На Сером острове живут слова  ПОД, ОКОЛО и другие.

- На Красном острове живёт слово  АУ и другие.

- На Розовом острове живёт слово НЕ и другие слова.

Б) «Заселение»  островов детьми.

Детям предлагается выбрать понравившийся остров и самостоятельно «заселить» на него слово. Ученики по одному выходят к карте и дают полное высказывание, например: «Я думаю, на Зелёном острове живёт слово ...»  Остальные учащиеся слушают каждого и выражают своё отношение – согласие или несогласие. Педагог одобряет мысль ребенка или исправляет его, но при этом не употребляет слова «НЕТ» и  «неправильно». Педагог просто говорит: «Слово … живёт на Голубом острове».  Дети записывают слова на острова.

  1. Подводится итог урока.

Ситуация поиска обусловливает заинтересованность детей в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Учитель не дает готового решения вопроса, а включает детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения. Такая работа, с помощью методического пособия «Острова» позволяет конкретизировать, осознать и наполнять смыслом определения для каждой отдельной части речи.


Полный текст материала Доклад «Изучение частей речи в начальной школе с помощью методического пособия "Острова"» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галимова Эльвира Фоатовна  Публикатор
учитель начальных классов, Набережночелнинская средняя (коррекционная) общеобразовательная школа №88 I вида
21.09.2015 0 1446 163

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0