Из опыта работы учителя начальных классов: применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе


Мечта любого учителя – это неподдельный интерес в глазах учащихся. Что же может породить этот интерес?

Конечно, проблема, включённая в структуру урока. Именно поиск её решения способен вовлечь ребёнка в активное познание. Вашему вниманию предлагаются фрагменты уроков по созданию проблемной ситуации на уроках математики.

В рамках Образовательной системы  «Перспективная начальная школа» при изучении нового материала на уроках математики я применяю проблемно-диалогическую технологию преподавания. Эта технология позволяет каждому школьнику усвоить алгоритм, который пригодится в любой жизненной ситуации,  научит пользоваться умениями, полученными в процессе обучения.

Планируя урок, формирую мотивацию к учению. Ученики начальных классов трудно представляют временные понятия, как секунда, минута, год, век. С этой целью при изучении данной темы я провожу интересные виды работ: нарисовать геометрические фигуры, записать ответы к примерам, решить разного типа задачи за определённое количество времени ( в течение минуты). Знакомлю детей с данными статистики - минута в жизни государства, данные беру из СМИ. Прошу рассказать, что успевает сделать ученик за  минуту, за  час, за сутки (из режима дня). Дети сами составляют задачи, используя данные о возрасте своих родных, сравнивают их возраст с возрастом долгожителей страны. На факультативе знакомлю с историей возникновения летоисчисления, мифами и легендами о времени. Из Книги рекордов Гинесса подбираю интересные данные  о продолжительности жизни человека, животных, растений, спортивные рекорды, о скоростях полёта насекомых, птиц, самолётов, космических кораблях, о скорости движения транспорта, животных. При знакомстве с сутками и годом рассказала, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Сутки-промежуток времени, в течение которого Земля делает один оборот вокруг оси, когда же Земля сделает один оборот вокруг Солнца, пройдёт год. В связи с этим решали такие задачи:

1. Земля в своём движении вокруг Солнца проходит 30км/сек.Какое расстояние проходит Земля за сутки, за месяц, за год?

2. Через 10 секунд после молнии послышался гром. На каком расстоянии от наблюдателя произошёл грозовой разряд, если скорость звука в воздухе равна  330 м/сек?

В 3 классе при изучении темы «Многозначные числа» знакомлю с понятием «миллион». Английский натуралист Уолес, сподвижник Дарвина, придавал весьма серьёзное значение развитию правильного представления о миллионе. Он считал, что «никто не может оценить достижений современной науки, если не способен представить их наглядно и, суммируя целое, вообразить себе, как велико число один миллион, когда современной астрономии и физике приходится иметь дело с сотнями, тысячами и даже миллионами таких миллионов». Трудно не согласиться с мнением учёного натуралиста. На своих уроках я так предлагала представить величину миллиона:

  1. Длина обыкновенной комнатной мухи около 7мм. Какова была бы её длина при увеличении в один миллион раз?
  2. Умножьте 7мм на 1 000 000.Сколько получилось? Сколько это метров? А километров?
  3. 7км - это примерно ширина крупного города. Значит, длина мухи, увеличенная линейно в один миллион раз, могла бы покрыть его телом.
  4. Книга в миллион страниц имела бы толщину 50 метров.
  5. Человеческий волос, а насколько он тонок? Оказывается, ширина полосы из миллиона волос достигла бы примерно 100метров. Её трудно было бы протянуть поперёк самой широкой столичной полосы.

При изучении темы «Умножение и деление многозначных чисел» в 4 классе я сказала:

-И вы, и я - кругосветные путешественники. Почему? Потому что каждый из вас успел в течение своей жизни, сам того не подозревая, пройти пешком путь, равный окружности земного шара. Не верите? Давайте вместе посчитаем. В течение дня не менее 5 часов вы проводите на ногах. Если бы у вас в кармане был шагомер, он показал бы, что вы ежедневно делаете не менее 30 000шагов. При средней ходьбе человек проходит 4-5 километров в час.

1. Посчитайте, сколько километров проходит человек за день?(5*5)

2. Определите, какой путь проходит каждый из нас в течение года? (25*360=9 000км)

Итак, даже малоподвижный человек, никогда не покидавший родного города проходит ежегодно пешком 8 000-9 000км.

Окружность земного шара 40 000км. Вычислите, во сколько лет мы совершаем пешеходное путешествие, равное  кругосветному:

(40 000:8 000=5 лет)

Будем считать, что человек начинает ходить с двухлетнего возраста. Во сколько лет вы совершите 2 таких кругосветных путешествия? А сколько кругосветных путешествий вы совершите, когда вам будет 25 лет?60 лет?

Дожив до 60 лет, мы 10 раз обойдём вокруг земного шара, т.е. пройдём путь более длинный, чем от Земли до Луны? (380 000км)

Врачи «Скорой помощи» подсчитали, что в среднем каждый из них за свой рабочий день поднимается к больным на 2 500 ступеней. Считайте высоту ступени 15см, рабочих дней в году -300.На какую высоту врач поднимается ежедневно?

2 500*15 =37 500(см)=375(м)

А за год?

375*300=112 500(м)=112км

Сколько же раз в году врач покоряет вершину Монблана- величайшую вершину Альп? (4 800м)? Примерно 3 раза!

Задания, подобные данным, не только расширяют представления детей о природе, но и вызывают интерес к изучению математики, активизируют познавательную активность.

На одном из занятий кружка «Занимательная математика», руководителем которого являюсь много лет, познакомила детей с 10 самыми знаменитыми часами мира, разновидностями часов. Рассказывая о клепсидре (водяных часах), дети узнали о том, как появился первый школьный звонок. Знаменитый философ Платон построил клепсидру, которая в определённый час созывала учеников на занятия, издавая звон. Предложила самим сделать водяные часы из старой кастрюли с  дырявым дном, бочонка или жестянки. Для этого на стенку сосуда надо прикрепить линейку, наполнить водой и по часам замерять на линейке постепенное убывание воды. Для дома эти часы не подойдут - зальёшь соседей, а для дачи в самый раз!

В наше время в США сделаны наручные водяные часы. Для их работы достаточно несколько капель солёной воды, пускаемой в специальное отверстие. Гарантирована  точность их хода в течение 10 лет!

Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланирован свою деятельность, и оценить результат, проверив его.

Проблемно-диалогическая технология помогает мне давать развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию и делать логические выводы.


Полный текст материала Из опыта работы учителя начальных классов: применение технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики в начальной школе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Галянт Елена Ивановна  Публикатор
учитель начальных классов, НОУ "ООШ Академия будущего" города Иркутска
09.11.2015 0 1289 131

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0