Статья: "Задачи, этапы реализация проектной деятельности учащихся начальной школы"


Тезисом современного понимания метода проектов: « Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

Проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей конкретной осуществимости.

Что такое метод проектов?

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов позволяет решить задачу практического применения наиболее значимых знаний, наглядно иллюстрирующее, где и каким образом это знание может пригодиться ученику в жизни.

Проектная деятельность позволяет решать следующие задачи:

а) образовательную – научить находить нужную информацию из большого информационного поля, уметь применять свои знания практически через наблюдения, творческие работы;

б) воспитательную – учить жить в согласии с самим собой и окружением, беречь окружающий мир, воспитывать ответственность за все, что делаешь.

в) развивающая – учить творчески работать, анализировать и систематизировать материал, развивать свои способности, расширять свой кругозор.

Ознакомление учащихся с проектной деятельностью может проходить на классных часах, при написании сочинения-рассуждения, на уроках – подготовка рефератов, докладов и т.п.

Осуществление проекта требует время. Я бы выделила следующие этапы:

1. Вводный. Включает в себя:

 а) объяснение ученикам, что такое проект, какие бывают проекты;

 б) знакомство с примерами проектов, их видом, структурой, оформлением;

 в) выбор темы;

 г) постановка цели;

 д) проведение консультаций с родителями;

 Проведение лектория для родителей, как соавторов и технических редакторов детских проектов. Ознакомление с темой проекта, поставленными целями и задачами. Установочные рекомендации – как помогать детям, не мешая творческому полету ребенка. Консультации по оформлению проекта.

2. Поисковый этап.

а) обсуждение идеи;

б) сбор, систематизация материала, подбор иллюстраций;

в) план изложения;

г) консультации с учителем;

3. Обобщающий этап.

а) оформление собранного материала;

б) его подготовка к представлению;

4. Заключительный этап.

Публичная защита перед аудиторией.

Ученические проекты делятся на следующие виды:

  1. Прикладные.
  2. Исследовательские.
  3. Информационные.
  4. Ролевые, игровые.

Мною уже проводилась работа по коллективным проектам. С итогами

я знакомила вас на педсовете. В этом году моей методической темой были индивидуальные ученические проекты, которые еще вправе назвать семейными, т.к. без участия взрослых осуществить их было бы невозможно.

Вся теоретическая часть, которая была вам представлена выше, явилась методологическим результатом проделанной работы. Все этапы без исключения были пройдены. Были освоены все виды проектов.

Хочу привести примеры ученических индивидуальных проектов каждого вида.

Особенность прикладного проекта – четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участника. Например: «Как надо ухаживать за собакой, чтобы она была здорова».

Цель исследовательского проекта – решение творческой исследовательской проблемы с заранее не известным решением. Для этого проекта характерны анализ и синтез проблемы: осмысление, нахождение ответа, самостоятельный вывод. Например: « Нужны ли младшие братья и сестры?». Проект заканчивается словами: Я думаю, что у каждого ребенка обязательно должны быть брат или сестра. Потому, что без братишек и сестренок думаешь только о себе, а с их появлением начинаешь понимать, что надо заботиться о других тоже». В проекте «Почему мне нравится заниматься музыкой?», итог такой: « Мне нравится заниматься музыкой, потому что для меня это удовольствие. Я еще не знаю, кем буду когда вырасту, но музыка в моей жизни значит очень много. Мне нравится этот прекрасный, волшебный мир».

В проекте «Почему я изучаю английский язык?» мальчик хочет, чтобы профессия его жизни была связана с иностранными языками, поэтому он считает раннее изучение их вполне оправданным.

Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении и предоставлении обобщающего материала широкой аудитории. Например: «Когда жили динозавры?», «Насекомые вокруг нас», «Что я узнала о Турции».

При осуществлении ролевого, игрового проекта участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Например: «Не бросай меня, хозяин!».

Текст всего доклада ведется от лица молодой собаки, которая рассказывает о своих радостях и трудностях, а также дает рекомендации своему хозяину. Ученица, защищавшая этот проект, вела рассказ от лица собаки. Защита его была похожа на маленький спектакль. Проект заканчивается словами: «..самое главное для собаки, это чтобы у нее были добрые и любящие хозяева..».

Цели и задачи, направленные на развитие мышления, расширения кругозора, развитие творческих способностей, умение мыслить, рассуждать, анализировать, были достигнуты в каждом проекте.


Полный текст материала Статья: "Задачи, этапы реализация проектной деятельности учащихся начальной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Душкова Наталия Ивановна  Публикатор
учитель начальных классов, ГБОУ города Москвы "Школа №1566
09.11.2015 0 585 116

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0