Урок грамоты "Различение букв Ш — Щ"; 1 класс

Урок грамоты "Различение букв Ш — Щ"; 1 класс

Цель: дифференциация кинетически сходных букв ш и щ путем выработки четкой зрительно-моторной координации.

Задачи:

  1. Активизация зрительного внимания и памяти.
  2. Уточнение пространственной ориентировки.
  3. Развитие логического мышления.
  4. Уточнение артикуляции.
  5. Обогащение словарного запаса.
  6. Различение букв ш и щ в слогах и словах.
  7. Развитие самостоятельности.
  8. Формирование умения применять символы.

Дидактические средства: ноутбук, экран, таблицы к заданию 2 (орг.момент), капельки, тучки, зеленые и синие карандаши, символы букв, карточки для индивидуальной работы (задание №8), карточки для индивидуальной работы (задание №10).

Ход занятия

Орг. момент:

  1. Найдите четвертый лишний (слайд 1). Назовите первый звук в словах, которые вы назвали лишними. (ш, щ)
  2. Послушайте стишки и подберите правильную характеристику звукам (таблицы):

Мы язык поднимем выше –

К небу полукруглой крышей.

Губы вытянем вперед.

А теперь настал черед

Звуку плавно появиться.

Воздух тепленький струится

Изо рта к нам на ладошку.

Звук шипит, но понарошку: шшшшшш

(Ш – согл, тв, глух.)

Щ – еще один согласный.

Он шипящий настоящий.

Всегда мягкий, щелевой.

Хоть глухой, но боевой.

(Щ – согл, мягк, глух.)

Основная часть:

  1. Как на письме обозначаются эти звуки? Прочитайте тему занятия: Буквы ш – щ. (слайд 2)
  2. Рассмотрите буквы, сравните их и скажите, в чем их сходство, а в чем отличие? (слайд 3)
  3. Послушайте сказки про изучаемые буквы. Первая называется «Шикарная буква». Как вы думаете, про какую букву сказка? (ша)

Шикарная буква.

Если встретится вам буква ша, то знайте, что она может шуметь, шипеть, шуршать, шелестеть, шептать, шпионить -  одним словом шалить. Не иначе, как напугать нас хочет. Сама-то она ершистая, колючая. Если наткнешься на нее в темноте, непременно уколешься, такие острые у нее на спине колючки! И слова с буквой ша колючие: шило, шипы, шиповник, шампур, шпага, шпора.  Многим словам она придает особую пикантность, есть в ней свой шарм! Как она хороша в шоколаде, пушиста в шубке, шапке, шарфе. Рядом с ша не каждая буква решится встать. В русском языке после ша не встретишь Ы. В исконно русских словах буквы Э, Ю, Я после ша встать не могут. Зато буквы А,Е,И,У с буквой ша в большой дружбе. Буквы О,Ё ведут постоянный спор за право стоять за ша. О отвоевала себе место в словах:  шов, шок, шоколад, шоссе, шофер и в других. Ё – шёл, шёлк, решётка, шёрстка. Вот какая она необычная, шикарная, хоть шипящая, но совсем не злая! (слайд 4)

Ощетинившаяся буква. (какая это буква?)

Ощетинилась буква ща, словно щенок при виде ящерицы. С чего бы это?

- Обещали помощь оказать. Я притащила ящик для вещей, а мне кроме щетки без щетины да щипцов, ничего не досталось. Все растащили! – возмущается ща. – гласные Я, Ю, Ы первыми прибежали. Обиделась я на них, везде они впереди меня стоят (хрящ, плющ). Вот буквы А, У, И – те совсем другие. Они меня часто вперед пропускают щавель, роща, щука, щит. Я их в товарищи возьму! Мягкий знак – известный лентяй! Он всегда позже меня приходит. Поэтому в существительных женского рода он стоит за мной: вещь, помощь, мощь. А вот в слова мужского рода я мягкий знак не пускаю: лещ, борщ, хвощ.

А вообще-то я буква отходчивая, мягкая, так что всем обиды прощаю!

(слайд 5)

  1. У каждого из вас есть капельки с написанными слогами, эти капельки нужно распределить между двумя тучками (тучка в виде шапки и тучка в виде щуки) (работа у доски).
  2. Найти картинку по описанию (слайд 6):
  • Румяные, пухлые, детские (щеки).
  • Маленький, пушистый, милый (щенок).
  • Деревянный, вместительный, прямоугольный (ящик).
  • Теплая, шерстяная, синяя (шапка).
  • Бордовая, спелая, сладкая (вишня).
  1. Подписать картинки (слайды 7-11). Записать слова. Обвести букву ш – синим, щ – зеленым.
  2. Физ.минутка.
  • Упражнения для глаз (в различных направлениях), написать глазами буквы ш, щ.
  • Письмо в воздухе.
  1. Шифровщики.
  • Зашифровать слова. Синие квадраты – ш, зеленые квадраты – щ.

Пощада

Малыши

Тащу

Шепот

Помощь

Защелка

Щеки

Зашел


Полный текст материала Урок грамоты "Различение букв Ш — Щ"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гунина Светлана Игоревна  Публикатор
учитель начальных классов, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №31
07.09.2015 0 1972 363
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0