Татьяна Шамарина, 23.03.2015 10527 15

Интерактивный прием "Анимированная сорбонка" в PowerPoint. Подробная инструкция


Сорбонка — это двусторонняя карточка, с одной стороны которой находится вопрос, а с другой — ответ на него. Сорбонки можно использовать  для запоминания большого массива информации (дат, единиц измерения физических величин, таблицы умножения, английских слов и т.д.)  О том, как использовать сорбонки на уроках по разным темам, читайте здесь.

В этой статье мы расскажем, как же создать анимированную сорбонку с использованием возможностей PowerPoint


Обсудить статью (уже 15 коммент.)
Опубликовать свой материал

Скачайте примеры презентаций-сорбонок, чтобы лучше понять технологию >>>

Создание сорбонки в презентации основано на вставке триггеров.

Рассмотрим пример создания сорбонки по физике для заучивания единиц измерения физических величин. С одной стороны нашей сорбонки будет название физической величины (масса), а с другой — единица измерения (кг).

Этап 1. Подготовительная работа

Создадим на слайде скругленный прямоугольник — сорбонку. Для этого откроем вкладку Вставка Фигуры Прямоугольники Скругленный прямоугольник.

Нажмем на клавиатуре клавишу Shift и, удерживая ее, начертим на слайде фигуру.  (Клавиша Shift позволяет нарисовать правильный четырехугольник — квадрат).

На этой фигуре у нас будет ответ. Скопируем этот квадрат и вставим его 2 раза. Всего получится три квадрата:

  • первый квадрат — ответ (обратная сторона сорбонки).
  • второй квадрат — вопрос (первая сторона сорбонки;);
  • третий квадрат — триггер.

Важно помнить последовательность, в которой мы создали объекты.

Щелкнем по первому квадрату правой кнопкой мыши и выберем Изменить текст. Введем ответ «кг». Аналогично введем вопрос во второй квадрат — «Масса».

На заметку! До копирования квадратов можно установить формат квадрата и текста в нем.

Выделим квадрат и на вкладке Главная установим нужный размер шрифта, чтобы текст был хорошо виден.

Также на свое усмотрение можно изменить цвета заливки и контура фигуры (Выделить объекты, выбрать ФорматЗаливка фигуры — Выбрать заливку и ФорматКонтур фигуры — выбрать контур).

Переименуем объекты

Откроем область Выделение и видимость. Для этого перейдем на вкладку Главная и в группе Редактирование выберем ВыделитьОбласть.

В области Выделение и видимость мы видим список объектов, созданных на слайде.

Для удобства переименуем их в Ответ1, Вопрос1, Триггер1 (не ошибитесь в порядке). Для того чтобы переименовать объект, щелкнем по его названию левой кнопкой мыши, чтобы название выделилось, и введем новое.

Этап 2. Добавляем анимацию к объектам

ШАГ 1.

Выделим второй квадрат (Вопрос1). Откроем область Настройка анимации и выберем Добавить эффект — Выход — Другие эффекты — Вращение — ОК.

В области Настройка анимации рядом с надписью «Вопрос 1: Масса» раскроем список и выберем в нем Время.

В диалоговом окне Вращение на вкладке Время установим следующие параметры:

  • НачалоПо щелчку.
  • Скорость Очень быстро.
  • Повторение2.
  • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — в раскрывающемся списке выбираем Триггер1 и нажимаем ОК.

ШАГ 2.

Выделим первый квадрат (Ответ1). Добавим на него эффект анимации входа — Вращение. (Настройка анимации — Добавить эффект — Вход — Другие эффекты — Вращение — ОК).

В области Настройка анимации рядом с надписью «Ответ1: кг» раскроем список и выберем в нем Время.

В диалоговом окне Вращение на вкладке Время установим следующие параметры:

  • НачалоС предыдущим.
  • Скорость Очень быстро.
  • Повторение2.
  • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — в раскрывающемся списке выбираем Триггер1 и нажимаем ОК.

ШАГ 3.

Выделим второй квадрат (Вопрос1). Откроем область Настройка анимации и выберем Добавить эффект — Вход — Другие эффекты — Вращение — ОК.

В области Настройка анимации рядом с надписью «Вопрос 1: Масса» раскроем список и выберем в нем Время.

В диалоговом окне Вращение на вкладке Время установим следующие параметры:

  • НачалоПо щелчку.
  • Скорость Очень быстро.
  • Повторение2.
  • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — в раскрывающемся списке выбираем Триггер1 и нажимаем ОК.

ШАГ 4.

Выделим первый квадрат (Ответ1). Добавим на него эффект анимации выхода — Вращение. (Настройка анимации — Добавить эффект — Выход — Другие эффекты — Вращение — ОК).

В области Настройка анимации рядом с надписью «Ответ1: кг» раскроем список и выберем в нем Время.

В диалоговом окне Вращение на вкладке Время установим следующие параметры:

  • НачалоС предыдущим.
  • Скорость Очень быстро.
  • Повторение2.
  • ПереключателиНачать выполнение эффекта при щелчке — в раскрывающемся списке выбираем Триггер1 и нажимаем ОК.

РЕЗУЛЬТАТ

В области Настройка анимации мы получили следующие эффекты:

Внимательно рассмотрим их. Эффекты входа выделены зеленым цветом, а выхода — красным. Триггер установлен на третий квадрат (мы его назвали Триггер1).

В режиме показа презентации при первом щелчке на триггер исчезнет квадрат Вопрос1 (эффект выхода), появится квадрат Ответ1 (эффект входа). При повторном нажатии на триггер появится квадрат с вопросом, исчезнет квадрат с ответом.

Таким образом, мы добились эффекта переворачивания сорбонки-карточки.

Настраиваем объект Триггер

Осталось изменить квадрат Триггер1. Для этого выделим его, перейдем на вкладку Формат и выберем Заливка фигуры — Другие цвета заливки.

В диалоговом окне Цвета устанавливаем прозрачность 100% и нажимаем ОК.

На вкладке Формат выберем Контур фигуры — Нет контура.

Выравнивание объектов

Теперь нам нужно квадраты расположить так, чтобы они располагались друг над другом. Для этого выделим эти три квадрата, перейдем на вкладку Формат, в группе Упорядочить раскроем список ВыровнятьВыровнять по центру. Затем еще раз Упорядочить ВыровнятьВыровнять по середине.

Получим следующее: все три квадрата расположились друг над другом.

Скриншот 19

Группу из трех квадратов можно перенести в нужное место на слайде.

При переходе в режим демонстрации презентации мы можем проверить, как работает наша сорбонка-карточка.

Рекомендации

  • Чтобы создать еще сорбонки-карточки, достаточно выделить уже созданную группу (3 квадрата: Ответ1, Вопрос1, Триггер1), скопировать ее и вставить на этот же слайд. Все эффекты анимации тоже скопируются, останется только ввести новые вопросы и ответы и перенести новые карточки в нужное место.
  • Если вместо квадрата (или другой фигуры) с текстом нужно вместо вопроса   или ответа вставить рисунок, то нужно выполнить следующее:
    • Вставим рисунок на слайд (ВставкаРисунокВыбрать рисунокОК).
    • Выделим уже созданный квадрат-ответ (или вопрос), перейдем на вкладку Формат, в группе Размер запомним размеры объекта по вертикали и горизонтали.

  • Выделим рисунок, который мы вставили на слайд, выберем Формат — группа РазмерТреугольник  рядом со словом «размер». Откроется диалоговое окно Размер и положение.

  • На вкладке Размер мы видим, что ширина и высота нашей картинки не равны друг другу. Сделаем так, чтобы они были одинаковы и были равны тем размерам квадрата, которые мы запоминали (5,8 см в нашем примере).
  • Нашу картинку нужно обрезать слева и справа. Для  начала уменьшим высоту до значения 5,8 см, затем будем менять значения обрезки справа и слева до тех пор, пока ширина не станет равна тоже 5,8 см.

Как только мы получили из картинки квадрат, размеры которого равны квадрату-вопросу (или квадрату-ответу) настраиваем сорбонку.

Смотрите также:

Кратко об авторе:

Шамарина Татьяна НиколаевнаШамарина Татьяна Николаевна — учитель физики, информатики и ИКТ, МКОУ "СОШ", с. Саволенка Юхновского района Калужской области. Автор и преподаватель дистанционных курсов по основам компьютерной грамотности, офисным программам. Автор статей, видеоуроков и разработок.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
15 stupnikova72 • 11:32, 23.02.2016
Уважаемая Татьяна! Огромное Вам спасибо за разработку. Просидела выходные, но разобралась. Скажите, пожалуйста, а возможно, чтобы картинка была вопросом? Проще, по фото или рисунку дети определяют объект.Не получилось...
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 Ясенька8789 • 15:13, 08.07.2015
Татьяна, благодарю Вас за подробный мастер-класс. Давно смотрю на работы с использованием приёма анимированная сорбонка, сама пробовала делать, но получалось коряво. Теперь все доступно и наглядно, можно освоить новое. Спасибо, что делитесь своим опытом!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Татьяна83 • 15:51, 08.07.2015
Спасибо, Наталья. Рада, что статья полезна для Вас!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Irina_67 • 20:03, 24.03.2015
Замечательный материал! Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 Achatan • 10:57, 24.03.2015
Спасибо, это очень интересный и продуктивный прием! Я думаю, что использовать его можно на моих уроках. С интересом и удовольствием займусь созданием анимированной сорбонки по литературе)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Татьяна83 • 14:14, 24.03.2015
Спасибо за Ваше мнение, обязательно попробуйте создать презентацию с сорбонками, это интересное занятие!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 Сакура2 • 10:22, 24.03.2015
Можно составить сорбонку и без использования третьего квадрата, задавая триггер на фигуры с заданием и ответом. Мне кажется, так намного проще.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 ElenG • 11:11, 24.03.2015
Согласна с Вами, Виктория. Я так и делаю: использую всего два квадрата.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Татьяна83 • 14:10, 24.03.2015
Спасибо за мнение. Вы правы, можно и такой способ использовать, но мне удобнее применять вариант с тремя квадратами, по-моему, так нагляднее - в настройке анимации лучше видно каждую сорбонку. По этой причине в качестве примера я предложила именно этот способ создания сорбонок.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Сакура2 • 09:17, 25.03.2015
Это хорошо, что каждый может выбрать для себя наиболее понятный способ! Главное - результат. Ваша инструкция очень понятно объясняет весь процесс работы и поможет многим освоить этот прием.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Svetmoy • 18:44, 23.03.2015
Большое спасибо. Нужный материал. Действительно, всё очень подробно и понятно.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 milatixonjva • 18:32, 23.03.2015
Татьяна, большое спасибо за подробные объяснения. Всё четко, понятно, наглядно. Для начальной школы очень полезный прием. Использую сорбонки для отработки правописания словарных слов, табличных случаев умножения и деления, для игровых моментов... Раньше у меня были некоторые ошибки при создании карточек-сорбонок, но теперь я поняла, как всё выполнить правильно. Еще раз спасибо за нужный материал. С уважением, Людмила.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Екатерина_Пашкова • 20:17, 23.03.2015
Поддержу! Написано очень доступно! Я сама посмотрела несколько сайтов с пояснениями, но не до конца понимала, как именно нужно сделать, путалась. А здесь мне все понятно.
Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Татьяна83 • 14:15, 24.03.2015
Большое спасибо за идею и за Ваше мнение!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Татьяна83 • 14:20, 24.03.2015
Людмила Владимировна, я рада, что Вам понравился материал. Данный приём отлично подходит для запоминания информации и отработки навыков. При этом на уроке не требует больших временных затрат.