Исследовательская работа как способ учебной самоорганизации школьника
Современная начальная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к исследовательской деятельности.
Перед начальной школой ставятся задачи:
- закладывать фундамент знаний, умений и навыков;
- формировать у обучающихся такие качества как критичность мышления, анализ деятельности, самостоятельность в планировании и организации собственной деятельности, ответственность за выполненную работу;
- воспитывать активную, творческую, самостоятельную личность.
Для того чтобы реализовать эти задачи, необходимо использовать продуктивные методы обучения, среди которых выделяются исследовательские методы. Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Прежде всего, для себя я определила цель использования исследовательской работы – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Поставила перед собой задачи:
- обучать проведению учебных исследований младших школьников;
- развивать творческую исследовательскую активность детей;
- стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
- ознакомить с научной картиной мира;
- вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
С первого класса приучаю учеников к использованию слов «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая выводы, фиксируем результаты.
Выделяются следующие этапы исследовательской работы.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Выдвижение гипотезы исследования.
- Определение предмета и методов исследования
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре мы совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:
- спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
- найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?»
В ходе экскурсии, анализируя собранный материал, проведя наблюдения и исследования, ребята находят ответ на вопрос исследования.
Результатом работы стал собранный гербарий, а также мы составили вопросы викторины по растениям. На уроках технологии из листьев учащиеся выполнили аппликации с изображением птиц и животных, которые имеют непосредственное отношение к растениям.
Работая по учебникам А.А.Плешакова «Окружающий мир», мы проводим исследования по темам: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Что такое радуга?» и другие.
Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года:
- Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
- Сделать рисунок или фотографию.
- Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
- «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах.
Весной во 2 классе я провожу экскурсию в парк.
Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой.
У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Мои маленькие исследования». В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего зада-ния, что работу они должны выполнить на альбомном листе или листе формата А-4.
Ребята используют памятку «Мои маленькие исследования».
План работы
- Дата проведения наблюдений. Время года, погода.
- Объекты живой и неживой природы, которые мы наблюдали.
- Описания любого объекта по своему выбору.
- Рисунки или фотографии выбранного объекта.
- Мои впечатления об объекте: мини-сочинения, стихи или загадки.
Общее впечатление об экскурсии. Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Что я увидел в парке». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.
В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ученик может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их.
Так уже в 3-4 классе, когда ребята знакомы с приемами работы, организация исследования включает в себя следующие этапы, которые отражены в памятке.
Памятка
- Подумать самостоятельно и выбрать тему исследования.
- Что я об этом знаю?
- Какие мысли я могу высказать про это?
- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
- Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
- Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
- Спросить у других людей.
- Записать интересную информацию, полученную от других людей.
- Использовать Интернет.
- Записать то новое, что узнал с помощью компьютера.
- Понаблюдать.
- Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По возможности сделать фотографии.
- Провести эксперимент.
- Записать план и результаты эксперимента.
Исходя из интересов ребят и используя вышеуказанную памятку, в третьем классе мы проводим исследования по названиям улиц, истории города. Ребята стараются найти материал про свой город из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнают историю своего маленького города и объяснения названий улиц. Анализируя результаты собственных исследований, приходят к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей страны. От этих выводов у ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению нового, стимул к учебе.
В четвертом классе группа ребят выбрала тему «Воды нашего города». Прежде всего, они под моим руководством определили цель работы – выявление влияния деятельности человека на состояние вод г. Полысаево.
Сформулировали задачи:
- Изучить литературные источники о реках Иня и Мереть;
- Познакомиться с результатами исследований научно-экологического общества «Поиск» о состоянии вод в реках Иня и Мереть;
- Частично определить и сравнить физические свойства вод реки Мереть и водопроводной воды (прозрачность, цвет, запах).
Учащиеся в своей гипотезе предположили: на экологическое состояние вод рек Иня и Мереть влияет хозяйственная деятельность человека.
Выбрали объект исследования: реки Мереть и Иня.
Предметом исследования стала вода: реки Мереть и водопроводная.
Участники исследования определили методы работы:
- изучение литературы,
- встреча с участниками научно-экологического общества «Поиск»,
- изучение материалов этого общества по данной теме,
- беседы с жителями деревни Мохово,
- проведение экскурсий и опытов.
Изучив «Географию Кемеровской области» и «Тайны имен земли Кузнецкой», учащиеся узнали о том, что на территории г. Полысаево протекают две реки - Иня и Мереть. Они определили их место на карте. По данным литературных источников дали краткое описание рекам. Обратившись к материалам научно-экологического общества «Поиск», ребята определили, что река Иня находится в зоне работ шахт «Октябрьская» и «Полысаевская». На состояние воды в реке Мереть влияет деятельность ОАО «Разрез Моховский» и ОАО «Разрез Грамотеинский». Эти предприятия сбрасывают свои шахтные воды в реки. В водах реки Иня обнаружены фенол, цинк, азот, а в водах реки Мереть обнаружено наличие сульфатов, хлоридов и сухих остатков. В ходе исследования, побывав на экскурсии в районе реки Иня, ребята убедились, что кроме предприятий вред рекам приносят и люди. На берегах реки Иня юные исследователи нашли груды металлолома, свалки мусора. В своей исследовательской работе ребята пришли к заключению, что в результате хозяйственной деятельности предприятий и бытовой деятельности человека происходит загрязнение рек.
Их гипотеза подтвердилась.
С результатами проведенного исследования ребята выступили на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Я – маленький исследователь».
В дальнейшем я планирую создать экологическое общество из учащихся 3-4 классов. Оно будет издавать журнал, в котором будут освещены вопросы исследований ребят. С наиболее интересными результатами участники общества смогут выступить в средствах массовой информации.
Я считаю, что исследовательская работа обучающихся способствует формированию характеристик, указанных в государственных стандартах второго поколения.
А именно:
- способствует воспитанию инициативности, самостоятельности;
- формирует навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
- воспитывает у обучающихся умение учиться – способность к самоорганиза-ции в целях решения учебных задач.
Литература
1. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9.
2. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школь-ников в ходе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.
3. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
4. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст]/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94. 5. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.