Ганжала Любовь Александровна, 25.09.2014 1

Исследовательская работа как способ учебной самоорганизации школьника


Данная тема предназначена для учителей начальных классов. Она поможет им определить цель и задачи, которые будут решаться при организации исследования на уроках окружающего мира. Познакомит с последовательностью этапов исследовательской работы. В ней освещены вопросы подготовительной работы, описываются формы и методы организации исследования при проведении экскурсий. Предлагаются памятки по организации самостоятельной работы в ходе исследования. Описываются формы защиты исследовательских проектов.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Современная начальная школа в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности определяет приобщение учащихся к исследовательской деятельности.

Перед начальной школой ставятся задачи:

  • закладывать фундамент знаний, умений и навыков;
  • формировать у обучающихся такие качества как критичность мышления, анализ деятельности, самостоятельность в планировании и организации собственной деятельности, ответственность за выполненную работу;
  • воспитывать активную, творческую, самостоятельную личность.

Для того чтобы реализовать эти задачи, необходимо использовать продуктивные методы обучения, среди которых выделяются исследовательские методы. Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Прежде всего, для себя я определила цель использования исследовательской работы – стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Поставила перед собой задачи:

  • обучать проведению учебных исследований младших школьников;
  • развивать творческую исследовательскую активность детей;
  • стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

С первого класса приучаю учеников к использованию слов «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и делая выводы, фиксируем результаты.

Выделяются следующие этапы исследовательской работы.

  • Выбор темы.
  • Постановка цели и задач.
  • Выдвижение гипотезы исследования.
  • Определение предмета и методов исследования
  • Организация исследования.
  • Подготовка к защите и защита работы.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках окружающего мира. В сентябре мы совершаем первую экскурсию в парк. Тема исследования: «Почему некоторые деревья сбрасывают листья? Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:

  • спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
  • найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?»

В ходе экскурсии, анализируя собранный материал, проведя наблюдения и исследования, ребята находят ответ на вопрос исследования.

Результатом работы стал собранный гербарий, а также мы составили вопросы викторины по растениям. На уроках технологии из листьев учащиеся выполнили аппликации с изображением птиц и животных, которые имеют непосредственное отношение к растениям.

Работая по учебникам А.А.Плешакова «Окружающий мир», мы проводим исследования по темам: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Что такое радуга?» и другие.

Во втором классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира, познакомившись с Атласом-определителем лекарственных растений, проведя наблюдения во время экскурсии, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнял в течение года:

  • Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать.
  • Сделать рисунок или фотографию.
  • Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.
  • «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения людям с просьбой о помощи и советами. Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира, классных часах.

Весной во 2 классе я провожу экскурсию в парк.
Цель экскурсии – наблюдение за живой и неживой природой.
У каждого из детей есть маршрутный лист экскурсии и план выполнения творческой работы «Мои маленькие исследования». В классе провожу инструктаж по проведению экскурсии и объясняю ученикам, что маршрутные листы – это их помощники для выполнения домашнего зада-ния, что работу они должны выполнить на альбомном листе или листе формата А-4.
Ребята используют памятку «Мои маленькие исследования».

План работы

  • Дата проведения наблюдений. Время года, погода.
  • Объекты живой и неживой природы, которые мы наблюдали.
  • Описания любого объекта по своему выбору.
  • Рисунки или фотографии выбранного объекта.
  • Мои впечатления об объекте: мини-сочинения, стихи или загадки.

Общее впечатление об экскурсии. Редколлегия класса представленные работы оформляет в виде журнала «Что я увидел в парке». Здесь представлены тексты мини-сочинений, открытия ребят в форме стихов или загадок, фотографии, на которых они запечатлели удивительный мир природы при помощи родителей. Все учащиеся класса с удовольствием читают и просматривают журнал. Эта работа повлияла на мотивацию учебной деятельности многих ребят.

В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ученик может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, энциклопедией, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу учащимся, стимулировать их.

Так уже в 3-4 классе, когда ребята знакомы с приемами работы, организация исследования включает в себя следующие этапы, которые отражены в памятке.

Памятка

  • Подумать самостоятельно и выбрать тему исследования.
  • Что я об этом знаю?
  • Какие мысли я могу высказать про это?
  • Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
  • Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
  • Записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
  • Спросить у других людей.
  • Записать интересную информацию, полученную от других людей.
  •  Использовать Интернет.
  • Записать то новое, что узнал с помощью компьютера.
  • Понаблюдать.
  • Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений. По возможности сделать фотографии.
  • Провести эксперимент.
  • Записать план и результаты эксперимента.

Исходя из интересов ребят и используя вышеуказанную памятку, в третьем классе мы проводим исследования по названиям улиц, истории города. Ребята стараются найти материал про свой город из литературных источников, бесед с жителями, Интернета. Проведя большую исследовательскую работу, они узнают историю своего маленького города и объяснения названий улиц. Анализируя результаты собственных исследований, приходят к заключению, что даже такой маленький город, как Полысаево, неразрывно связан с историей страны. От этих выводов у ребят зажигаются искорки в глазах. У них повышается мотивация к изучению нового, стимул к учебе.

В четвертом классе группа ребят выбрала тему «Воды нашего города». Прежде всего, они под моим руководством определили цель работы – выявление влияния деятельности человека на состояние вод г. Полысаево.

Сформулировали задачи:

  • Изучить литературные источники о реках Иня и Мереть;
  • Познакомиться с результатами исследований научно-экологического общества «Поиск» о состоянии вод в реках Иня и Мереть;
  • Частично определить и сравнить физические свойства вод реки Мереть и водопроводной воды (прозрачность, цвет, запах).

Учащиеся в своей гипотезе предположили: на экологическое состояние вод рек Иня и Мереть влияет хозяйственная деятельность человека.
Выбрали объект исследования: реки Мереть и Иня.
Предметом исследования стала вода: реки Мереть и водопроводная.
Участники исследования определили методы работы:

  • изучение литературы,
  • встреча с участниками научно-экологического общества «Поиск»,
  • изучение материалов этого общества по данной теме, 
  • беседы с жителями деревни Мохово,
  • проведение экскурсий и опытов.

Изучив «Географию Кемеровской области» и «Тайны имен земли Кузнецкой», учащиеся узнали о том, что на территории г. Полысаево протекают две реки - Иня и Мереть. Они определили их место на карте. По данным литературных источников дали краткое описание рекам. Обратившись к материалам научно-экологического общества «Поиск», ребята определили, что река Иня находится в зоне работ шахт «Октябрьская» и «Полысаевская». На состояние воды в реке Мереть влияет деятельность ОАО «Разрез Моховский» и ОАО «Разрез Грамотеинский». Эти предприятия сбрасывают свои шахтные воды в реки. В водах реки Иня обнаружены фенол, цинк, азот, а в водах реки Мереть обнаружено наличие сульфатов, хлоридов и сухих остатков. В ходе исследования, побывав на экскурсии в районе реки Иня, ребята убедились, что кроме предприятий вред рекам приносят и люди. На берегах реки Иня юные исследователи нашли груды металлолома, свалки мусора. В своей исследовательской работе ребята пришли к заключению, что в результате хозяйственной деятельности предприятий и бытовой деятельности человека происходит загрязнение рек.
Их гипотеза подтвердилась.

С результатами проведенного исследования ребята выступили на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в секции «Я – маленький исследователь».

В дальнейшем я планирую создать экологическое общество из учащихся 3-4 классов. Оно будет издавать журнал, в котором будут освещены вопросы исследований ребят. С наиболее интересными результатами участники общества смогут выступить в средствах массовой информации.

Я считаю, что исследовательская работа обучающихся способствует формированию характеристик, указанных в государственных стандартах второго поколения.
А именно: 

  • способствует воспитанию инициативности, самостоятельности;
  • формирует навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • воспитывает у обучающихся умение учиться – способность к самоорганиза-ции в целях решения учебных задач. 

Литература
1. Тимофеева, В.П.. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] /В.П.Тимофеева // Начальная школа. – 2008. - № 2. – С. 9.
2. Саломатова, О.С.. Становление коммуникативной компетентности школь-ников в ходе проектно-исследовательской деятельности [Текст] / О.С.Саломатова.// Начальная школа. – 2007. - № 7. – С. 40.
3. Братанова,Т.А.. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А.Братанова // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 41.
4. Новолодская, Е.Г.. Реализация творческих проектов при изучении природоведения [Текст]/ Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. - № 1. – С. 94. 5. Каирова, Л.А.. К вопросу о формировании исследовательской культуры учителя [Текст] / Л.А.Каирова.// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 15.

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 учитель2693 • 21:17, 08.02.2015
Спасибо. Программа проектов вводится и в среднее звено и по всем предметам, что бывает затруднительно на первых этапах. Я методом проектов строю воспитательную работу.
[Материал]