Формирование личности ребенка через художественное восприятие мира


Возьмем, к примеру, ИЗО и историю. Педагог ИЗО задает ребятам задание нарисовать картинку на тему, которую они сейчас проходят по истории. В рисунке надо верно передать эпоху, костюмы того времени, события. Что ребенок должен предпринять, чтобы выполнить задание? Более внимательно перечитать раздел учебника, поискать материал в интернете, а, может, даже сходить в музей!


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В итоге выполнена работа по ИЗО и проштудирован материал по истории. Ребенок расширил свой кругозор, закрепил умение работать с электронными образовательными ресурсами, что требует современный образовательный процесс.

В моей практике был такой случай. Как-то зимой, в прекрасную солнечную погоду, я шла в школу. Рядом со школой росли деревья, которые в это утро были покрыты инеем. Они искрились и серебрились на солнце. Красота была неописуемая! Придя в школу, я договорилась с учителем русского языка, что сегодня ребята сначала будут писать сочинение на тему "Утро сегодняшнего дня”, а потом изобразят увиденное красками. Конечно, не всем ребятам удалось увидеть красоту природы, но более внимательные отмечали и серебро на деревьях, и сверкание снега, и алмазное свечение воздуха, которое и пытались передать красками. После этого случая ребята стали более внимательны к окружающей природе, ее состоянию, часто с радостью делились своими впечатлениями об увиденном.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Предмет изобразительного искусства позволяет развивать в детях внимание, эстетический вкус, воспитывает любовь к окружающему миру. Очень плохо, что этот предмет чаще всего считают второстепенным и педагоги, и родители, и дети. Частенько этот предмет преподают неспециалисты, а ведь он так же важен, как и другие!

Кто-то из великих художников сказал, что "…рисовать — значит соображать”. Правильное преподавание изобразительного искусства развивает воображение, глазомер, логику и учит руку подчиняться глазу, то есть "вижу и точно воспроизвожу”. А сколько радости бывает у обучающихся, когда получается точно изобразить на бумаге то, что они видят! У детей поднимается самооценка и уверенность в своих возможностях, что очень важно для формирования социально-активной, творческой личности. Я бы уроки ИЗО ввела в расписание не один раз в неделю, а три и приглашала бы вести эти уроки педагогов-профессионалов, художников-педагогов, как это было в Пушкинском лицее. Сколько оттуда вышло замечательно мыслящих людей!

Сейчас я работаю педагогом дополнительного образования и развиваю в детях чувство прекрасного на своих занятиях рукоделием. Мы с детьми вышиваем крестиком на картоне, сами составляем рисунки, планируем как эти изделия оформить, думаем, какие бы еще работы хотелось сделать своими руками. Активно развивается мелкая моторика руки, стимулируется головной мозг, креативное мышление и фантазия, формируется позитивное отношение к труду. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. У детей формируются коммуникативные, регулятивные и личностные умения. Дети с удовольствием делают маленькие подарки, поздравительные открытки для своих близких, для друзей, для ветеранов. В школе действует кукольный театр, сделанный руками наших детей. Работы ребят отмечены дипломом лауреатов на II Всероссийском конкурсе-фестивале детского творчества "ШАР-ПАПЬЕ 2012”.

Я считаю, что надо больше внимания уделять художественно эстетическому воспитанию детей. Давайте любить их и своей деятельностью доставлять им радость познания и уверенность в собственных силах. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями развития ребенка. Конечная цель нашей деятельности — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Об авторе: Никифорова Н. В., Россия. г.Санкт-Петербург, ГБОУ ДОД ДДТ "Фонтанка 32”.

Фото: Алсу Иксанова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: