01.05.2013 1

Воспитание духовности младших школьников средствами изобразительного искусства


В настоящее время наблюдается процесс утраты духовности, что, прежде всего, связано с экспансией познавательности, информационности. В педагогике осознается важность духовно-нравственного воспитания. Проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Что же такое «духовность»?

Платонов Г. В., Косичев А. Д. в своей статье дают следующие определения:
  • Личностное качество, проявляющееся в совокупности сознания, умственных и нравственных сил, веры и воли, направленности на доброту;
  • Идеальная потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, красоты, творчества;
  • Комплекс морально-нравственных качеств человека, характеризующихся способностями мотивировать свое поведение; морально-нравственный суверенитет или морально-нравственная несвобода человека, обоснованная этапом развития общества и личностного самосознания.
Истинная, праведная духовность — целостная совокупность идей и чувств, добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранении мира с другими людьми и природой — вдохновляет личность на героические подвиги и самоотверженный труд, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела.
 
В своей статье А.Ф. Ахматов сформулировал ряд социальных требований к современному образованию, обеспечивающих его одухотворенность и нравственную направленность.
 
  • Первым и важнейшим требованием является отражение в современном образовании созидательной, действенной системы взаимодействия человека с природой, охватывающей все сферы материальной и духовной жизни нашего общества, т.е. экологической культуры.
  • Вторым требованием, одухотворяющем образование, является необходимость в целостном педагогическом процессе, чтобы, используя возможности всех учебных предметов, обеспечить пробуждение, становление и формирование высших, духовных чувств и потребностей учащихся.
  • Третьим требованием является эмоциональность образовательного процесса.
  • Четвертое требование — необходимость сближения светского и православного образования, без чего не может быть использован в духовно-нравственном воспитании учащихся педагогический потенциал религии.

Школа — один из очагов воспитания духовности

Духовное воспитание — одно из главных направлений образовательной и воспитательной работы школы. Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания считается осознание учащимися духовных ценностей, их значения для людей, извлечение личностного смысла этих ценностей. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, уважения и почтения к старшим, бережного отношения к природе, культурным традициям России, любви и уважении к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от плохого, полезное от вредного и т.д.

Одним из средств воспитания духовности учащихся является изобразительное искусство. Главная цель художественного образования определяется как формирование духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.

В 1974 году была создана проблемная группа под руководством народного художника Б.М. Неменского, которая занялась разработкой новой программы изобразительного искусства.

Б. М. Неменский определил задачи, стоящие перед художественным образованием, и сгруппировал их в следующие категории:
  • Искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни — эта группа задач вбирает в себя содержание искусства, выраженные через него нравственно-эстетические, эмоционально ценностные критерии общества.
Сюда входит культура отношения к самому обществу (политическая, социальная стороны воспитания), культура отношения к человеку и к миру вещей (нравственная сторона отношений), культура отношений к миру природы (экологическая сторона).
  • Искусство как творчество — развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своем сознании далекие друг от друга явления, видеть общности, видеть систему там, где она только в намеке; способность рождать в своем сознании на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства.
  • Искусство как язык, как система знаков, основывается на таких элементах, как композиция, линия, цвет, объем, пространство. Постижение языков искусства необходимо не только художникам, но и зрителям искусства.
Борис Михайлович считал, что ни одна из задач не может заменить другую. Подлинно художественно грамотным, развитым человеком может считаться только тот, кто получил от искусства (художественного образования) эти три развития в гармонии.

Программа была разработана. Определены ее принципы, определено содержание с 1 по 11 класс. Первый ее вариант был издан в 1975 году. Программа предполагала сочетание двух предметов — изобразительное искусство и художественный труд.

В настоящее время в школах преподавание изобразительного искусства осуществляется по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», авторами которой являются: Б.М. Неменский, В.Г. Горячев, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева. В ее основу положен ранее разработанный курс.

Программа построена так, чтобы дать младшим школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В основе лежит метод наблюдений и эстетическое переживание окружающей реальности, что является важным условием усвоения детьми программного материала. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний.

Основной задачей начальной школы в художественном образовании явилась следующая: через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей жизни.

Рассмотрев содержание программы, можно сделать выводы:
  1. Авторами осознается высокая социально-формирующая, а не развлекающая роль искусства;
  2. Искусство способно духовно обогатить ребенка;
  3. Средства изобразительного искусства способствуют становлению творческой, эстетически развитой личности;
  4. Школа играет важную роль в духовном воспитании детей, прежде всего этому способствуют предметы эстетического цикла, приобщающие учащихся к искусству.
Итак, духовное воспитание школьников должно занимать важное место во всем учебно-воспитательном процессе, так как оно развивает не только личностные качества ребенка, но и всю личность в целом.
 
Фото: Алсу Иксанова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 nataschadumina • 12:27, 05.02.2015
Я абсолютно согласна, что духовное воспитание школьников должно занимать важное место во всем учебно-воспитательном процессе, и 1 часа в неделю таким урокам как ИЗО, музыка, православие не достаточно.
[Материал]