Гордеева Валентина Ивановна, 22.10.2013 0

Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Исследовательский метод формирует метапредметные умения
Взаимосвязь исследовательской деятельности и метапредметных действий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Цель: показать роль исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в развитии метапредметных действий.

Задачи:
  1. Рассмотреть значение метапредметных действий в современном образовательном процессе.
  2. Провести сопоставительный анализ метапредметных и исследовательских компетенций.
  3. Рассмотреть исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, виды заданий.
  4. Показать роль исследовательской деятельности в развитии метапредметных действий при прохождении элективного курса по русскому языку.
  5. Показать, что исследовательская деятельность – основа для формирования метапредметных действий.

Значение метапредметных действий в современном образовательном процессе

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

Эти аспекты вызывали у меня неподдельный интерес. В собственной практике я уже несколько лет в качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности внедряю исследовательский подход к обучению, который позволяет осваивать обобщенные способы деятельности, принимаемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни, формировать исследовательский компетенции на уроке. На уроках русского языка и литературы они развивают универсальные учебные умения, обеспечивают решение нравственных задач и создают условия, при которых необходимо применение знаний других предметов (интеграция обучения). Я считаю, что организация исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат.

При сопоставительном анализе компетенций исследовательских и метапредметных можно определить отправные точки их соприкосновения.

Метапредметные компетенции:

  • ориентация учащихся в различных областях;
  • общеучебные умения информационно- логического характера;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • основные универсальные умения информационного характера;
  • использование средств информационных и коммуникационных технологий;
  • принятие решений и управление;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • Исследовательские компетенции:
  • енностно–смысловые (мотивация и познавательная активность, принятие решений и их оценка)
  • общекультурные и социально-трудовые компетенции (развитие познавательных процессов, проявление креактивности в проблемной ситуации;
  • учебно – познавательные и информационные компетенции;
  • коммуникативные компетенции (видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать, умение структуировать, защита собственных идей.
Видно, что они не дублируют друг друга. Исследовательские компетенции – одна из составляющих метапредметных. Поэтому я совершенствую диапазон содержания исследовательских заданий, интегрирую учебные темы, выходя на метапредметный уровень, апробирую новые технологии: технологию развития критического мышления, технологию деятельностного метода обучения, внедряю в образовательный процесс ЭОР.

Исследовательский путь познания соответствует природе человеческого мышления, он естественен для человека. Урок – исследование как раз строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно – следственных связей, к поиску путей решения.

В содержании предмета необходимо выделить ведущие, стержневые понятия, которые станут объектами эксперимента и исследовательских заданий. Процесс усвоения основных понятий и принципов имеет более широкое значение и позволяет овладевать способами познавательной деятельности, значимыми за пределами конкретного содержания. Например, понятие жанра – одно из основных в литературе – должно быть востребовано и на уроках музыки, изо, мировой художественной культуры. Обобщающий урок – исследование интегрированного характера выводящий учащихся на метапредметный уровень, создает условия для сопоставления различных предметных областей, способствует формированию универсальных умений информационного характера, позволяет определить социальную значимость образовательного объекта. Бесспорно, уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разными: межпредметными и внутрипредметными.

Интересно прошел урок-исследование в восьмом классе по теме: «Композиция как одно из средств раскрытия идейно-художественного замысла повести Н. В. Гоголя «Портрет». Этот урок завершает изучение повести Н. В. Гоголя в восьмом классе. Основополагающий вопрос урока: «В чем необычность композиции Гоголя «Портрет» и как она помогает раскрыть идейный смысл произведения?» Учащиеся делились на группы, каждая получала карточки – инструкции, обдумывала вопросы и задания, собирала материал, изучала текст, делала обобщения. На данном уроке происходило формирование исследовательских навыков. А исследовательские компетенции – одна из составляющих метапредметных. Мой урок – исследование строится на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно – следственных связей, к поиску путей решения.

Интересно прошел урок-исследование в 10 классе по теме: "Любовная лирика А, А, Фета и Ф.И. Тютчева". Также учащиеся делились на группы. Каждая группа занималась исследованием материала. Учащиеся искали материал, работали с разной информацией, сравнивали, обобщали и конкретизировали, искали доказательства или опровержения гипотез. На уроке прозвучали романсы в исполнении самих учащихся, зачитывались стихи. Учащиеся сравнивали любовную лирику Фета и Тютчева на разных этапах жизненного пути, работали с разными источниками информации, находили ее, анализировали, использовали в самостоятельной деятельности.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.

Как сделать уроки русского языка и литературы интересными?

Рассмотрим ряд исследовательских заданий по литературе.
  • лингвистический эксперимент, в ходе которого обязательно следует учитывать основные этапы этого вида деятельности (гипотеза – наблюдения – выводы)
  • творческие работы с элементами исследования (творческий портрет поэта, рассказ через знаковые образы, цитаты, каталог образов).
  • инверсионные тексты (подбор примеров из текстов, создание собственных текстов с использованием инверсии.
  • аналитические задания (сопоставительный анализ произведений разных авторов, эпох с близкими мотивами, образами).
  • задания – тезисы для критического осмысления по типу « Верно ли?»,
которые способствуют развитию критического мышления.

На уроках русского языка я также занимаюсь исследовательской деятельностью. Так при прохождении темы по русскому языку в 6 классе: «Различение на письме глаголов повелительного наклонения и глаголов изъявительного наклонения множественного числа» я предложила ребятам провести исследовательскую работу. Каждый ученик получил лист-исследование с заданиями. Ребята исследовали глаголы и делали выводы.

Задачи исследовательского характера необходимо включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы, или закрепления материала, в качестве выполнения домашних заданий. Задание может оставаться в рамках одного урока, темы, а может послужить началом или основой будущих исследовательских работ, проектов.

Вот некоторые виды учебных задач на уроках русского языка.
  1. Работаем в бюро прогнозов. (По первым словам предложения угадаем его синтаксическую структуру).
  2. Составьте по предложению рассказ.
  3. Эпиграф. Осмыслить текст и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.
  4. Отсроченная отгадка. Предлагается загадка, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
Исследовательской деятельностью я занималась при прохождении элективного курса в 11 классе по теме «Литературный язык - основа культуры речи».
Ребята работали над проектом «Мы за культуру речи» и в группах исследовали материал, затем была презентация проекта в виде научной конференции.
Урок – исследование по своей логике отвечает новым требованиям современного образовательного процесса, ориентируясь не на узкопредметные результаты а на общее развитие ребенка. Он определяет приоритетными развитие способности планировать и анализировать свою деятельность, взаимодействие с окружающим миром, работу с разными источниками информации, её анализ и использование в самостоятельной деятельности.

Качества, сформированные на таких уроках, приближены к тем метапредметным результатам, которые определены в программе по русскому языку и литературе.
  • Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал.
  • Выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
  • Умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценив её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
  • Умение работать с разными источниками, находить нужную информацию, анализировать её, использовать в самостоятельной деятельности.
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы дает возможность учащимся приобретать знания и опыт, побуждающие их участвовать в научных конференциях.

Результаты: мои ученики - постоянные участники, победители и призёры районных и городских научно-практических конференций и олимпиад.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность на уроке становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений.
 
Гордеева Валентина Ивановна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ школы №122
Красноглинского района, г.о Самара

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?