Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста на основе игрового метода


Одними из основных направлений работы с детьми дошкольного возраста является обучение и воспитание интеллектуально развитых детей. Интеллект, по определению психолога М.А Холодной — это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека. Психологи утверждают, что интеллектуальное развитие — это уровень и скорость мыслительных процессов: умения сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. [1] К интеллектуальному развитию так же относят речевое развитие и способность к самообучению, ведь, как известно, мышление неотделимо от речи.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал

 

Какие дети посещают логопедические группы?

У детей логопедической группы имеются нарушения речи, несовершенство речевого слуха, и, как правило, недостаточный уровень развития лексико-грамматической стороны речи, а также не развиты умения рассуждать, обобщать, анализировать, строить умозаключения. [3]

Игра в жизни дошкольника

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Сейчас существует огромное количество игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей ребёнка. В непосредственно образовательную деятельность с детьми, имеющими нарушения речи, мы включаем игры на развитие познавательных процессов (восприятия, произвольного внимания, памяти). Это такие игры как "Запомни картинки", "Найди одинаковые" и т. д.

Постепенно возможности использования игр и упражнений на развитие наглядно-образного, абстрактного, логического мышления в воспитательно-образовательном процессе расширяются. Дети участвуют в разгадывании загадок, решении логических задач, играх "Продолжи узор", "Найди закономерность", "Раздели на группы", "Найди общее слово", "Составь фигуру".

Ребус-метод: что это?

В логопедической работе с детьми используем методику "Ребус-метод" Льва Штернберга. "Ребус-метод" — это устная игра, где ребенок учится самостоятельно читать слова, ещё даже не зная букв. [5]

Суть метода

При обучении детей чтению с помощью "Ребус-метода" детям показываются графические знаки и называется их звучание, при этом неделимые звуки не делим, не объясняем разницу между звуками, буквами и слогами. Правила игры простые. Взрослый называет слово, знакомое ребенку, малыш должен повторить только начало слова. Для игры отбираются только те слова, которые начинаются с ударного слога. Следующим этапом предлагаем ребенку два слова подряд, из которых онпо-прежнему произносит лишь начало: маска-маска МА-МА, туфли-чайник- ТУ-ЧА. Количество слов можно увеличить до трех-четырех. Для облегчения задания ребенку предлагают зрительную опору в виде изображений предметов. Это и есть ребус, который легко разгадывается по заданному правилу.

"Ребус-метод" отличается творческим началом: в каждом слове есть фокус, загадка, которую необходимо разгадать. И когда ребенок распознает слово, то для него это — маленькая победа в игре, а не просто обучение чтению. Малыши не только сами разгадывают ребусы, но и учатся загадывать их. Взрослый нужен ребенку чтобы объяснить простейшие правила. Приемы "Ребус-метода" и просты и доступны детям.

Таким образом, способствуя интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, мы развиваем интеллектуальные способности, индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности.

Развитие мыслительных процессов, позволяет участвовать детям в интеллектуальных соревнованиях: учебных развивающих мероприятиях, отличающихся по содержанию и методам, активизирующим мыслительную деятельность [4] и умения применять знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. [2]

Для детского сада стало традиционным проведение в стенах интеллектуального конкурса "Турнир смекалистых дошколят".

Вся эта работа способствует развитию ребят, что подтверждается победами на районных интеллектуальных соревнованиях и областных заочных конкурсов "Солнечная страна" и "Солнечный круг".

Список литературы:
1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования- Томск: Изд-во Томского университета, 1997г.-392 с.
2. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка- Москва: Изд-во Айрис пресс, 2000г.
3. malutka.net› Сайт для родителей «Малютка»
4. http://psixologiya.org Детская психология
5. http://www.rebus-metod.net Издательство Штернберг

Об авторе: воспитатель, МБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 kamaryamansurova • 22:25, 22.01.2015
Спасибо большое за информацию, а особенно за подсказку о методе-ребусе.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ganhza • 15:45, 21.08.2014
Работа в логопедической группе очень не простая. Если в других возрастных группах воспитатели сами ведут мониторинг усвоения программы, то в логопедической создаётся целая комиссия ПМПК, которая оценивает Вашу работу и работу учителя-логопеда. Я проработала в такой группе 5 лет и мне очень нравилось, работа интересная, насыщенная каждый день и детки в таких группах получают знаний, умений и навыков гораздо больше, чем в "обычных" группах. Просто программа в этих группах насыщенней. Всё зависит от педагога, любит он свою работу всем сердцем или так, чтоб день прошёл