Растим личность вместе: опыт работы с родителями в центре дополнительного образования детей


Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в студии изобразительного искусства муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.

Опыт работы с родителями во «Дворце детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска

Работа с семьей осуществляется через непосредственное взаимодействие с родителями. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается реализацией следующих основных направлений:

  • социологического исследования семей и психолого-педагогических просвещение родителей
  • вовлечения родителей в организацию учебно-воспитательный процесс,
  • привлечения к участию в управлении студией.

Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, разновидность и вариативность обучения, его дифференцированность и разноуровневость, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.

С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся студии, составляется банк данных. Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психолого-педагогической службой Дворца в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций воспитанников

Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется через разнообразные формы:

  • открытые уроки
  • праздники
  • помощь в оформлении и подготовке выставок детских работ
  • изготовлении раздаточного материала к занятиям
  • совместные экскурсии и поездки.
  • творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях.

Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность студии не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в студию не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.

Родители принимают активное участие в жизни студии. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.

Следует отметить, что родители студии изобразительного искусства мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей посещающих занятия и воспитательные мероприятия.

В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:

  • открытое учебное занятие с приглашением родителей воспитанников;
  • посещение выставок в местном краеведческом музее и выставочных залов, а также экскурсии в г. Нижний Новгород, г. Семёнов, г. Городец и т.д., где дети и родители знакомятся с современным искусством и народными промыслами родного края;
  • сотрудничество с психологической службой, цель которого помочь родителям узнают своего ребёнка;
  • тематические родительские собрания ;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • встречи родителей с руководителем и педагогами отдела;
  • коллективный просмотр выполненных работ после каждого занятия;
  • совместные чаепития, досуг родителей и детей;
  • совместные праздники и конкурсы «Посвящение в подмастерья», «Арбузник», «Улыбка мамы», «Веселый художник» и другие;
  • участие в работе семейного клуба «Домашний очаг» .

Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включённости в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Одним из самых эффективных способов укрепления педагогического сотрудничества с родителями являются традиционные мероприятия. К ним можно отнести конкурс весёлых художников для детей и их родителей «Каля-маля». Это всплеск творческой энергии, свободного общения детей и взрослых. Каждый год этот конкурс может иметь различную тематику: знакомство с творчеством знаменитого художника, с основными видами изобразительного искусства, с культурой какой-то страны. Это коллективное дело, развивающее и активизирующее творческие способности каждого участника, способствующее созданию благоприятного психологического климата в студии.

Для организации этого конкурса проводится большая подготовительная работа. Дети и родители вместе придумывают приветствия команде соперников и жюри. Рисуют эмблемы для своих команд. Подбирают загадки для болельщиков, занимаются оформлением помещения перед проведением мероприятия.

Задания конкурса — шуточные, чтобы не смущать тех, кто ещё не очень хорошо рисует. Данное мероприятие создает зону свободного общения всех студийцев, независимо от возраста и их родителей. Как положительный момент данного мероприятия является то, что в нем с удовольствием участвуют папы.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и семьи, о которой так емко говорится в поэтических строках:

Семья – тепло, очаг и кров,
Семья – основа всех основ.
Здесь каждый счастлив, каждый рад,
В семье царят пусть мир и лад!

Об авторе: Камаева Виктория Игоревна, педагог дополнительного образования, МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г. Дзержинска.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 alena-sat • 19:31, 19.02.2015
Как хочется, чтобы у всех детей было место где их любят и ждут всегда