Коррекция неуверенности ребенка посредством танцевального искусства


Развитие личности ребенка -  актуальная проблема современной психологии и педагогики. Если задаваться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для современного человека, то проблема неуверенности и порождённых ею замкнутости, застенчивости и трудностей общения, займёт одно из первых мест, что доказывают исследования отечественных ученых. Ведь возникающая у детей неуверенность затрудняет процесс их воспитания и осложняет личностное развитие. 


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

Главная особенность неуверенной в себе личности в том, что такие люди стремятся, в максимально возможной степени, избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.
Но неуверенное  поведение это не врожденное качество, а приобретенный навык, следовательно, оно поддается коррекции.

Как распознать неуверенное поведение? В психологии выделяют несколько внешних признаков неуверенного человека: голова опущенная или наклонена в сторону, вниз;  застывшая мимика или неконтролируемые движения мышц лица; взгляд вниз, в пол, или «бегающий» взгляд; покусывает ногти или губы; колени вместе, носки внутрь, мелкие, маленькие шаги; движения  слабые, сниженный тонус ног; нарушение точности движения, хаотичные изменения тела, частые изменения положения тела. 

Существует много методов коррекции неуверенности. Например, хореографическое искусство. Танец заключает в себе и развитие возможностей умственного, эстетического, нравственного воспитания детей, развитие их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости. К примеру, если неуверенный в себе человек научится танцевать, то при удачных выступлениях его самооценка значительно возрастет. А достигнутый успех, несомненно, повысит настроение, что оказывает влияние и на эмоциональную составляющую индивидуальности.

Многие дети,  впервые приходя в коллектив, испытывают стеснение, неуверенность в себе. Но, ни для кого не секрет, что в каждом ребенке есть скрытые таланты. Чтобы их заметить, педагогу необходимо построить свои занятия таким образом, чтобы каждый обучающийся мог чувствовать себя раскованным, умел высказывать собственное мнение. Поэтому, каждое танцевальное занятие нужно начинать с коррекционной игры на преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, умения отстаивать свое мнение, а также  коррекцию самооценки. Затем происходит прослушивание танцевальной композиции, идеи постановки танца и  путей его реализации. Каждому ребенку дается возможность принять участие в обсуждении, вносятся коррективы. Здесь большую роль играют устоявшиеся нормы поведения,  которые не позволяют высмеивать мнение товарища, даже если оно неверное. 

Далее следует  отработка простых танцевальных элементов. Здесь просто необходим личностный подход. Очень важно своим замечанием не обидеть ребенка, у которого что-то не получается. Ситуацию критики стоит оборачивать в шуточную или в игровую форму. 

Один из  известных методов в любой творческой деятельности  – это  метод личного примера. Рассказ из жизненного опыта, что все мы когда-то были маленькими, стеснительными, неуверенными дает многим ребятам стимул расти и развиваться. Педагог должен заражать детей своей активностью, эмоциональностью, а показ следует делать в полную силу: так, как мы хотели бы это увидеть в исполнении детей. Таким образом, стараясь подражать, ребята перестают акцентировать внимание на своем стеснении.

Методика фототерапии в коллективе стала самой интересной и любимой. Обучающиеся учатся не только не бояться фотокамеры, но и сами участвуют в процессе съемки в качестве моделей, фотографов и учителей. Это и есть три этапа данного метода: «Ученик» - модель», «Ученик - фотограф», «Ученик - учитель». Первый этап начинается с момента, когда сам педагог снимает фрагменты танцевального занятия. После этого проходит просмотр полученных снимков на компьютере, обсуждаются положительные и отрицательные моменты, а лучшие снимки идут в альбом коллектива «Бери пример!» Второй этап немного сложней, хотя практика показала, что дети усваивают основы фото искусства  быстро и с легкостью. Здесь задача состоит в том, чтобы научиться правильно выставить свет в зависимости от погоды или помещения, уметь выбрать место съемки, подсказать модели как правильно себя преподать, запечатлеть интересный момент. Все это дети учатся делать с помощью своего педагога. Третий этап самый сложный. Ведь он подразумевает умение доступным языком донести до ученика необходимую информацию, умение правильно объяснить теорию и помочь с практическим заданием. Происходит общение двух или нескольких лиц и, преодолевая в этом смысле некоторые трудности, они учатся следить за правильностью своих мыслей и слов. Таким образом, фототерапия учит коррегировать неуверенность в себе, закладывать эстетический вкус и творческость, общаться, думать над ходом своих мыслей, анализировать их и все это применять на практике.

Еще более ободрительным методом является выступление на большой сцене. Здесь очень важна ситуация успеха. А достигнутый успех – это еще одна ступень на пути борьбы с неуверенностью. Следует каждому ребенку предоставить такую возможность. Но, как известно, на большую сцену сразу не выйдешь. Ведь хороший творческий продукт – это результат деятельности как минимум месяца, а то и года. В таких случаях всё начинается с учреждения, в котором занимаются дети: школа, учреждение дополнительного образования и т.д. Если результат деятельности положителен и дети готовы показать свои умения на серьезной публике, то это и будет началом «большого пути».
Данные методики коррекции неуверенности дают свои результаты, каждый раз пытаемся использовать всё новое, и мы, несомненно, движемся в правильном направлении, а успех детей – это большая радость для педагога! Самое главное — не констатировать, что ребенок застенчивый и неуверенный, а приложить все свои усилия, чтобы помочь ему!

Сохранена орфография и пунктуация автора.

Фото: Марина Учеватова



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Лариса7109 • 13:11, 10.02.2015
Спасибо за интересный материал. Я с Вами полностью согласна. Хореография, выступления на сцене творят с ребенком чудеса.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 nataschadumina • 12:28, 05.02.2015
Танец - замечательный вид искусства, который не только корректирует, но и развивает физически, духовно, эмоционально.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса3634 • 12:06, 03.12.2014
Танец действительно помогает и развиться, и раскрыться детям. Они становятся более открытыми, учатся выражать свои эмоции и доносить их до зрителя. Увлечение танцем дает возможность показать себя. Народные танцы помогают лучше узнать историю народа, его культуру, его уклад.