Статья «Чтобы радуга не погасла»: вопросы экологии на уроках литературы


Данную работу можно использовать на уроках внеклассного чтения, литературы. Сегодня мы думаем, как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля? Вопросы, на которые трудно дать односложные ответы. Сегодня каждому нужна экологическая грамотность. Поэтому одной из задач, как учителя русского языка я ставлю расширение словарного запаса учащихся, а на уроках литературы глубокого понимания  темы и идеи изучаемой проблемы.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

 В общеобразовательной школе мы учим юных читателей понимать слово, входить в мир писателя, ставим задачу заинтересовать их литературой, разбудить мысли и чувства. При этом огромную, решающую роль играет чтение – вдумчивое, медленное. Кластер, постер это стратегии RWCT, идеально  выполняет данные задачи. Изучая поэму С. Сейфулина «Разлученные лебеди», начинаю урок с создания кластеру к названию поэмы. РАЗлученные – кем разлученные, почему, кто дал на это право? Какой корень можно выделить в этом слове? ЛУЧ. Что это: луч – жизни, лучник – смерть, лучина – горе, луч – стрелы Амура. А вам никогда не слышалось в слове леБЕДи – слово «беда». Так постепенно ученики задают себе вопросы, и только после этого мы приступаем к чтению произведения. Ученики 7 класса приходят к поразительным выводам: природу нужно любить, не покорять, не терзать; к природе нужно относиться как к себе – это тоже живой организм; необходимо научиться жить сообразно с природой, почувствовать в ней свою душу. И как крик детской души: «Не стреляйте в лебедей – ведь это символ счастья и любви».

Сегодня мы думаем, как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом, имя которому – планета Земля? Ответ на вопрос дает наука, которую не случайно назвали экологией: по-гречески oikos означает дом, жилище, местопребывание, logos  - понятие, учение. Впрочем, не только наука. Экология – это скорее миропонимание, включающее в себя и осознанное отношение ко всему сущему, и активную защиту его. Сегодня каждому нужна экологическая грамотность. Поэтому одной из задач, как учителя русского языка я ставлю расширение словарного запаса учащихся. На уроках русского языка предлагаю толкование слов и словосочетаний, терминов этой науки, наиболее часто встречающихся в печати, радио- и телепередачах, включаю их в словарные диктанты. Например:

Биосфера (от греч. вios- жизнь,  sphaira- шар ) – пространство, среда, в которой мы живем, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, реки и моря, леса и горы, поля и пустыни, весь мир животных и растений. В едином организме природы все взаимосвязано, взаимозависимо. И беречь нужно каждую былинку, самую малую букашку, ибо потеря их – невосполнима. Об этом стихи поэта Михаила Дудина, обращенные к нам:
              Берегите Землю! Берегите                         
              Жаворонка в голубом зените,                      
              Бабочку на стебле повилики,                      
              На тропинке солнечные блики, 
              На камнях играющего краба,
              Над пустыней тень от баобаба,
              Ястреба, парящего над полем,
              Ясный месяц над речным покоем.     

Задача учителя – не только показать школьникам непреходящую ценность лучших произведений, но и научить их задумываться над общечеловеческими вопросами бытия, вместе с писателями искать на них ответы, поднимаясь до авторского понимания их жизни. 

Предлагаю Вашему вниманию одну из попыток такой работы – урок развития речи в 7 классе. 

Фрагмент текста "Чтобы радуга не погасла"

 «Недавно я взял у одного знакомого мальчика почитать книгу. Раскрыл ее, и вдруг из нее посыпались на пол бабочки, как сухие листочки. Мне было жаль их, потому что мой знакомый когда-то погубил их. Поймал, запихнул в книжку и забыл.

Многим ребятам некогда любоваться бабочкой, потому что, едва завидев ее, они хватают сачок и бегут за бабочкой. Они не замечают, как красиво она взмахивает крыльями, как купается в море воздуха, света и свободы. И вместо живой красоты им достается мертвая. Жаль! Сколько радостных минут общения с природой пропускают эти ребята…»[2, 200]

Ученики продолжают работать над этим текстом, завершая следующие предложения, прием «Незаконченное предложение»:

  • Мне было жаль бабочек, потому что…
  • Многим ребятам некогда любоваться бабочкой, потому что…
  • Бабочки полезны, потому что…
  • Помните, что…
  • Давайте беречь бабочек, чтобы…

Завершая свои мысли, Б. Асем пишет: «Помните, что бабочек становится меньше из-за тех, кто не понимает того, что бабочки - живые существа и хотят жить, любить и радоваться жизни! Давайте беречь бабочек, чтобы мы каждый день, выходя на  улицу, видели их красоту, радовались их счастью! Давайте беречь их, чтобы не погасла частичка природы!» 

Затем учащиеся  думают  над названием текста. Названия были самые неожиданные. Например, «Жизнь или смерть бабочек».  Чтобы разговор был завершенным и целостным, ученики  написали памятки для друзей природы.

Памятка для друзей природы

  • Не ломайте деревья и кустарники.
  • Не  срывайте траву, листочки и цветочки.
  • Не сшибайте грибы, даже если они Несъедобные.
  • Не разоряйте птичьих гнезд.
  • Не обрывайте паутину в лесу.
  • Не убивайте пауков.
  • Не шумите в лесу, ведь это  дом птиц и животных.
  • Не ловите диких зверей, НЕ уносите их домой.

Понимание природы, также как ощущение музыки -  это результат воспитания в человеке культуры. Выраженная в словах и действиях, она позволит ученикам осознать себя частицей мира, почувствовать единение с природой. Интересно, что, работая в группах, все работали настолько увлеченно и серьезно, что никто не позволил себе некорректных выражений, ученики забыли про свой «слэнг», они работали как взрослые, которые в ответе за свою планету. 

Уходя, каждый ученик получил своеобразную памятку-напоминание. 

Памятка-напоминание

Первыми в загрязненной среде умирают бабочки...
Не пугайте бабочек!
Помните, что их становится все меньше!
Давайте беречь удивительную радость природы,  
Чтобы не погасла живая радуга.

Думается, что они, придя  домой, покажут ее своим родителям, а  значит, разговор будет продолжен. Так ненавязчиво я предлагаю вступить в диалог и родителей своих учеников. Так как уверена, что школа дает только направление, а вся основа -  в семье, поэтому так важно, чтобы нас понимали и поддерживали родители.

Я никогда не говорю: «Сейчас мы будем говорить об экологии, о ее проблемах».  Но иногда это идет от сложившейся ситуации. Недавно мы писали диктант в седьмом классе, знаю, что не правильно, что-либо говорить лишнее во время диктанта, но не удержалась. Буквально несколько слов о полигоне и о последствиях, которые мы испытываем. Самое главное – это больные дети, страдающие различными заболеваниями. Только в последний момент я посмотрела на ученицу, она низко склонила голову. Что испытывал в этот момент ребенок, который, в свои 13 лет, вынужден носить парик, так как  у нее нет волос на голове, деформирована челюсть?! В классе стояла тишина. И это мои ученики, от которых  лихорадит всю школу! Они молчали. Едва сдерживая слезы в голосе, я стала диктовать текст:
В японском городе Хиросима жила девочка Сасаки Садако. Когда девочки еще не было на свете, на ее родной город сбросили атомную бомбу. Когда Сасаки родилась, атомного гриба уже не было. Но ядовитая частица попала в кровь девочки. И Сасаки заболела лучевой болезнью.

Однажды ей приснился сон. Она переборет болезнь, если сделает тысячу бумажных журавликов.     Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Но до тысячи  было далеко. Тогда доктор рассказал детям Хиросимы о журавликах Сасаки. И дети решили помочь ей. Скоро у японской девочки была огромная стая. Весть о болезни Садако долетела и до Москвы. Ребята послали в Хиросиму своего бумажного журавлика. Но журавлики не спасли девочку. Тогда японские дети собрали деньги на постройку памятника Сасаки. И стоит на площади в городе Хиросима памятник девочке Сасаки и всем японским детям, которые погибли от атомной бомбы. Дети приносят к памятнику белых журавликов. Иногда ветер подхватывает бумажную стаю. И журавлики разлетаются по всему свету. 

Московский журавлик не застал Сасаки в живых. Он сел у подножия  памятника. И никакой ветер не может его унести…[4, 133]

Не зря наш предмет называют «человековедением». Мне бы хотелось добавить еще «человековидением». Так как мы, учителя, должны научить их не только выполнять инструкции, но и анализировать, размышлять, опираясь на свой, пусть пока еще маленький, жизненный опыт. Свой урок строю таким образом, чтобы мы успели создать кластер-постер к названию произведения, а домашним заданием станет его прочтение. Роллан Сейсенбаев «День, когда рухнул мир». На глазах у ребят  выстраивается цепочка из слов, каждое слово – это тема разговора. Голоса со всех сторон, потому что каждого волнует  этот вопрос. Ведь мы родом из Семипалатинска! Получилась серьезная работа.

Каждый раз, начиная изучать это произведение, я рассказываю своим ученикам о встрече с Олжасом Сулейменовым, когда он приезжал в нашу школу. Поэт является активистом Международного Антиядерного Движения «Невада – Семипалатинск», который проводит пропагандистскую работу не только в нашей республике, но и за рубежом в целях ознакомления с деятельностью Движения и  популяризации ее идей - «За безъядерный мир в ХХI веке».  Немного рассказываю о детях, которые учатся в нашей школе и знают, что такое «последствия»… 

Ученики школ города принимают участие в различных конкурсах. Что же могут сделать наши дети в борьбе за чистое экологическое пространство? Возможно, их голоса могут быть услышаны другими. Так, в этом году ученица 8 класса М. Тогжан в сочинении «Мой город – моя гордость» написала следующее:

«Наш город стал родиной выдающихся деятелей литературы,  искусства и науки. Семипалатинская земля дала миру не только великого поэта и мыслителя, национальную гордость Казахстана – Абая Кунанбаева, но и выдающегося философа Шакарима Кудайбердиева, корифея мировой литературы Мухтара Ауэзова, непревзойденного певца-импровизатора Амре Кашаубаева, и этот список можно продолжать и продолжать.

Однако нельзя не сказать о скорбном памятном дне в истории нашей земли - 29 августа 1949 года. День первого взрыва на ядерном полигоне под Семипалатинском. Сразу во многие дома постучалась смерть. Как вспоминает мой дедушка (он работал вместе с геологами): «Мы стояли с открытыми ртами и любовались красотой  поднимающегося вверх чего-то непонятного, но очень похожего на гриб. Стояли, спорили». На глазах моего деда навернулись слезы, вот именно, стояли, уже все почти лежат в этой многострадальной земле. Он один из тех, кто стал невольным свидетелем этой трагедии. Без волос, без зубов, с больным сердцем… Но он живет, радуется каждому дню, прожитому вместе с нами и учит нас быть добрыми, любить свою землю, родину, свой город.

Я уже не маленькая и хочу внести свой вклад в процветание нашего города. В нем живет много инвалидов-детей, возможно пострадавших от ядерных испытаний, я хочу стать учителем, чтобы учить детей, которые не могут ходить в школы, которые не могут любоваться красотой нашего города. Я хочу научить всех детей смеяться, любить этот мир, нашу землю, наш город».  

Есть еще одна проблема, о которой мы не говорим.  Возможно, потому что решить ее просто невозможно. Я говорю о блеске в глазах у необучаемых  детей или тех, кого мы называем инвалиды. Какое страшное слово. В странах дальнего зарубежья таких детей называют «другие дети» и это тоже культура страны, народа. Сегодня в нашем городе 81 ребенок (только те, кто зарегистрирован), которые по состоянию своего здоровья не могут, и никогда не будут обучаться в школе. Но и таких детей можно и нужно обучать, чтобы и у них появилось желание читать, написать записку. 

Вашему ребенку поставили диагноз «необучаемый ребенок»…  Я хочу поделиться опытом, как можно работать с ребенком у которого «Сенсорная алалия. Ранний детский аутизм». Сегодня в наших классах каждый 4 ученик страдает аутизмом. Сенсорная  алалия – это мир звуков, которые не преобразуются в обращенную речь. За таким ребенком необходимо очень долго наблюдать, подмечая любые его движения и интересы. Вот он потянулся к цветным карандашам. Что его привлекло: цвет, форма, количество или желание выразить себя? Ответ найден – цвет. Книги – какие ему будут интересны: большие, маленькие, цветные, книжки-раскраски или из мультсериалов? Второй ответ – только сказки Уолт Диснея. Теперь необходимо отработать мелкую моторику, для того чтобы этот ребенок научился держать карандаш и ручку. Далее более сложная задача: поймать взгляд ребенка, научить его удерживать его на заданном объекте, это очень сложно, но когда смотрите в глаза ребенка, необходимо разговаривать только с ним, работать над своим взглядом и жестом. Найден контакт. Можно приступать к обучению грамоте. Приемы и методы всем давно известны. Сравнивая методы работы с такими ребятами  и  некоторых учеников, где я работаю,  прихожу к выводу, необходимо проводить семинары для родителей, обучать их культуре и пониманию своего ребенка, учить общению со своим сыном или дочерью, чтобы не погасла радуга жизни.

…Гудит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки, слезами полита земля. Болью за нашу землю, орошаемую смертоносными кислотными дождями, за отравленные химическими отходами реки, погибающий Арал, за небо с озоновыми дырами, за сожженный и вырубленный бор. Тревогой – за будущее наших детей и внуков. Гудит, стонет колокол. И самыми горькими нотами звучат в его гуле голоса семипалатинских матерей.

Все мы в ответе за нашу планету Земля. Мне нравится главное правило Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету»[3, 342], то есть  себя, свой дом, свою улицу, все то, что тебя окружает. А это надо нам делать всем вместе и учить этому наших детей.  
   
ЛИТЕРАТУРА
1. Казахская литература: учеб. Пособие для 7 кл. 2-е издание, испр. и доп. /Сост. К.Н. Сариева, И. Р. Махракова,  З.Н. Молдахметова, Н.Н. Ставицкая. – Алматы: «Жетi  жарѓы», 2001. – 312с.; с. 81-89.
2. Русский язык: Учебник для 6 кл. каз. –Изд. 4-е, испр. – Алматы: Рауан, 1997. 224с.; с.200-201.
3. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина: - Алматы: Атамүра, 2003. – 352.
4.    Уроки русского языка в 6 классе: Из опыта работы. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979. – 208с.; 133с.
5.    Сейсенбаев Р.  Тоска по отцу, или День, когда рухнул мир: Рассказы/Пер. с каз. автора. –Алма-Аты: Жазушы, 1990. – 512с. 
6.    Сулейменов О.   Эссе, публицистика. Стихи, поэмы. Аз и Я. – Алма-Аты: Жалын, 1990. – 592с.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: