Инна Аминова, 28.03.2015 4286 0

Контроль знаний на уроках истории и обществознания при переходе на новые образовательные стандарты


Новые стандарты школьного образования и опыт  введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

При оценивании результатов обучения изменился контекст расшифровки понятий "знающий" и "умеющий". На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.  Цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Система контроля и  оценки многогранна. Безусловно, она включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету. Современный учитель должен готовить учащихся применять знания на практике.

На уроках истории и обществознания с 5-6 класса учащиеся должны учится пересказывать материал учебника; составлять описательный рассказ с опорой на наглядный образ; писать сообщения по заданной теме; составлять кроссворд по теме; применять задания на анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение. Это входит в реализацию ФГОС по истории и обществознанию по формированию УУД. Целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.

В 7 классе активно используется метод алгоритмов, который позволяет учащимся самостоятельно построить повествование по основным вопросам, используя учебник и дополнительные источники информации.

Тест, как инструмент педагогического мониторинга успешно используется для контроля качества обучения, осуществляется плавный переход от тестовых заданий с единичным выбором ответа, к более сложным:

  • заданиям с несколькими вариантами ответа;
  • альтернативным заданиям, содержащим некие утверждения, которые ученик должен оценить, как истинные или ложные, используя слова «да», «нет»;
  • заданиям на восстановление соответствия;
  • заданиям на группировку информации;
  • заданиям на определение последовательности;
  • заданиям на исключение лишнего.

Основные требования, предъявляемые к тестам — это надежность, объективность и валидность. Иногда, очень трудно соотнести ключ к тестам в пятибалльную систему оценивания и на помощь приходят стандартные принципы ЕГЭ: задание с выбором одного ответа 1 балл, 2 балла за усложненное задание группы «В», за задания группы «С» — по 3  балла. Разнообразие позволяет учителю проверить именно те знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения.

Важное значение на уроках имеет работа с картой: выполнение заданий по ней позволяет учащимся локализовать действие во времени и пространстве, контурная карта воспитывает аккуратность и четкость выполнения заданий, позволяет составить повествование о событии. Иногда проработать карту на занятии не хватает времени, поэтому чаще всего она дается в качестве домашнего задания и помогает разнообразить его.

На уроках в средней школе при переходе к ФГОС  строить урок необходимо, используя современные образовательные технологии, стандартно они включают в себя 3 стадии урока: вызов — осмысление новой информации — рефлексия.

Рефлексия — стадия анализа, интерпитации и творческой переработки информации. Именно ее методы позволяют оценить деятельность ученика за урок,  лежат в основе саморегуляции  его личности. Есть множество приемов рефлексии, наверное, самый популярный — синквейн (пятистишье), он помогает организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, научить излагать материал  в краткой форме.

«Английская буржуазная революция»

Революция
Промышленная, буржуазная,
Требовать, применять, изменять,
Революция — коренной перелом в жизни общества,
Не было бы революций — жизнь была бы скучна.

Прием «Обшее-уникальное» развивает способность выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух или более явлений и фактов.

Прием «Перекрестная дискуссия» учит цивилизованно вести дискуссию, внимательно выслушивать оппонента, выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции и применяется этот прием, когда существует положение противоположенных суждений.

На основе рефлексивной деятельности ребенок пытается выстроить свою собственную программу развития.

Одним из самых сложных заданий  для учащихся является написание эссе. В основном оно применяется в старшей школе. Но подготовка к нему идет со средней школы в виде написания творческих сочинений. Примеры тем эссе:

  • «На рыцарском турнире», 6 класс;
  • «участник Народного ополчения Минина и Пожарского», 7 класс;
  • «Я — участник Бородинской битвы», 8 класс;
  • в 10-11 классах написание эссе по основным цитатам приведенным в параграфах учебника.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.

Система оценивания  по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств:

  • условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения.
  • не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по действиям обучающихся. 
  • недостаточная разработанность критериев оценивания.

Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна.

В последнее время по истории и обществознанию  вводится и активно используется мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. Эти методы позволяют учащемуся самостоятельно оценить свои способности повысить самооценку.

Особенно важна роль порфолио, отмечая в нем все свои успехи: учеба, внеклассные мероприятия, досуг, секции, кружки, спорт.

Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости.

Литература:

  1. Е.Е. Вяземский. О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. "Владос" 2004 г.
  2. Е.А. Юнина Технологии качественного обучения в школе. М. 2007 г.
  3. Е.Г. Евдокимова,  А.В.  Потапова Актуализация смыслообразования учащихся на уроках истории средствами технологии развития критического мышления Саратов, 2014 г.

Об авторе: Аминова Инна Александровна, учитель истории и обществознания, ГБОУ СОШ №217.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: