Ещё раз о культуре речи, или Поговорим о сленге школьников


Культура речи школьников напрямую связана с общей культурой, развитием, грамотностью учащихся. И наличие или отсутствие в речи сленга влияет даже на успеваемость. Частое употребление сленговых выражений упрощает язык, и постепенно он становится примитивным.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром», в 19-м письме «Как говорить», писал: «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает»….» Язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Жаргон школьников сегодня — это объективная реальность. Молодежный, школьный сленг никому не навязывается, он просто существует. Сленг кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому. Иностранные слова, жаргонизмы, циничные выражения, нецензурная брань, так называемая, «сниженная» лексика приводит не только к отклонениям от норм поведения, но и отрицательно влияет на психику и мировоззрение школьников.

Запрещать употребление жаргонизмов? Объяснять, что сленг, ненормативная лексика используются чаще всего людьми малокультурными? Скорее всего, результат будет малоэффективен. Хотя именно учитель должен помочь школьникам в овладении грамотной выразительной речью. Для этого необходимо знать не только правила и нормы русского языка, читать высочайшие образцы русской словесности, но важно и самому школьнику учиться правильно и красиво говорить.

Но это только малая часть того, чтобы научить учащихся культуре речи.

Формы работы с детьми по развитию культуре речи школьников

Поиски нетрадиционных подходов, нестандартных форм обучения, новых технологий могут дать более эффективный, желаемый результат. Исследовательские работы самих учащихся, опросники, мониторинги, конкурсы, викторины, олимпиады, беседы, анкетирование, речеведческие бюллетени, пресс-конференции, мастер-классы, систематическая словарная работа, внеклассные мероприятия, направленные на развитие и обогащение речи учащихся, «творческие мастерские», защиты своих исследовательских работ — вот далеко не полный перечень мероприятий для решения данной проблемы.

Положительный результат может быть достигнут только при систематической, последовательной работе как учителя, так и самих учащихся. Эффект может быть наибольшим, если такая работа занимает длительное время, используется разными возрастными группами, а информация собирается, анализируется, обрабатывается и имеет выход для обсуждения.

Вот что отметили школьники после исследовательских работ по выявлению причин возникновения «жаргонизмов», ненормативной лексики:

  1. Необходимы для связи слов в речи
  2. Сленг делает речь понятнее в среде общения среди сверстников
  3. Уменьшает барьер недостатка слов, прикрывает бедность речи
  4. Современно, модно, позволяет обратить на себя внимание других
  5. Экспрессивное средство выразительности
  6. Психологическая неуравновешенность
  7. Психологическая незащищенность, степень возможной «закомплексованности»
  8. Снятие стресса

Одни учащиеся считают, что сленг — это временное явление.

Недаром К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» говорил, что жаргон не опасен для языка. «Каждое новое поколение создает свой жаргон, поэтому его жизнь коротка. К тому же некоторые жаргонные слова так выразительны, что, возможно, со временем перейдут в литературный язык (из нищенского жаргона пришло в язык слово «двурушник» – так называли нищего, который в толпе собирал милостыню двумя руками.) Особенность образования жаргона — переосмысление общеупотребительной лексики, создание ярких и выразительных метафор. Если человек наряду с жаргоном владеет и литературным языком, всем его богатством, то употребление жаргонной лексики не делает его речь бедной. Иное дело, если весь словарный запас человека сводится к жаргонным словечкам».

Другие школьники уверены (а их часть, к сожалению, немалая), что «жаргонизмы», сниженная лексика — необходимые слова в речи.

В своих исследованиях школьники отмечают, что большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций (с появлением персональных компьютеров, мобильных телефонов, Интернета; модными молодежными веяниями, например паркур, увлечение музыкой и т.п.). Зачастую школьникам требуются некоторые новые слова, чтобы объяснить свой взгляд на новые вещи, явления, ситуации, т.е. этот иной взгляд отражает и культурно-историческую ситуацию, в которую вступает школьник в период своей молодости. «Наши чувства требуют от нас знаков, более соответствующих объему нашего ума…, наши знаки могут быть общими для нас и служат, так сказать, складом для обмена мыслями». Так пишет Д. Дидро в своей работе «Письмо о слепых, предназначенное зрячим». Может быль, в этом ответ на вопрос о причине возникновения сленга?

Равные по возрасту, статусу, социальному положению, роду занятий и т.д. школьники с помощью сленга пытаются самореализоваться и отработать некую социальную роль в своей среде, с одной стороны, а с другой, создают свой собственный язык на основе их родного языка, т.к. на нем говорят они все; т.е. из разряда «чужих», таким образом, школьники переходят в разряд «своих».

Исследования показывают, что судьба сленга различна: одни слова со временем приживаются и переходят в общеупотребительную речь, другие существуют очень короткое время со своими носителями и позже забываются, третьи так и остаются сленговыми выражениями длительное время и практически не забываются.

Конечно, культура речи школьников напрямую связана с общей культурой, развитием, грамотностью учащихся. И наличие или отсутствие в речи сленга влияет даже на успеваемость. Частое употребление сленговых выражений упрощает язык и постепенно он становится примитивным.

Повышение уровня культуры речи учащихся, безусловно, должно быть в системе разнообразных видов и форм занятий.

В статье «О языке устном и письменном, старом и новом» Д.С. Лихачев писал о русском языке так: «Самая большая ценность народа это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком». А если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

Использованная литература:
1. Д. Дидро. Сочинения в 2-х т. Т1., М., Мысль 1986 г.
2. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь» (Разговор о русском языке). М., Изд. ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", 1962 г.
3. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром». С-П., изд. Logos., 2006 г.
4. Д.С. Лихачёв. «Русская культура»., изд. Искусство., М., 2006 г.

Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 саф • 12:17, 13.04.2014
Злободневно. Сленг, к сожалению, сегодня принадлежность не только речи школьников. Косноязычие, безграмотность, а иногда и пошлая двусмысленность - все это можно услышать в телепередачах и т.д.