Пискунова Татьяна Григорьевна, 14.06.2010 4

Эффективное использование информационных технологий на уроках английского языка и в воспитательной работе

В статье дается описание опыта работы по эффективному использованию информационных и игровых технологий на уроках английского языка и воспитательной работе.

Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал
Пискунова Татьяна Григорьевна
учитель английского языка
МОУ гимназия  15 г.Сочи
Краснодарский край

Возрастающая потребность школьников в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает учителя иностранного языка выбирать технологии, которые будут способствовать созданию доброжелательной, комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность,  способности  и проявить активность. Совершенно очевидно что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно поэтому должны быть созданы условия, способные вовлечь каждого учащегося  в активный познавательный процесс. На мой взгляд, необходимо гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием современных образовательных технологий.     

В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями такими как: технология сотрудничества, развитие критического мышления через чтение и письмо, но  я расскажу только о тех, при помощи которых достигаются наилучшие результаты, это, на мой взгляд, игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии.

Одним из эффективных приёмов стимулирования интереса учащихся к английскому языку считаю применение игровых технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности, особенно у младших школьников.  Я стремлюсь к тому, чтобы дети были не только участниками игры, но и творчески относились к ней. Необходимо учитывать интересы разных возрастных групп, а также индивидуальные особенности каждого ученика.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют развитию умственных способностей учащихся, совершенствованию и тренировке памяти, развитию мышления, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний, пробуждению живого интереса к изучаемому предмету.

В моём арсенале большая картотека игр и игровых ситуаций, которые я собрала за годы работы в школе. Мы проводим с ребятами грамматические, лексические, фонетические игры, игры, направленные на развитие речевых умений игры со зрительной опорой. Использование игровых технологий повышает мотивацию ребёнка, позволяет увеличить темп урока, т.к. дети ждут, что после выполненного объёма заданий они будут играть. И я играю вместе с ними, что им нравится ещё больше.

В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Brain-ring», «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция» и многие другие. 

Например, в 2008 году я провела урок «Добро пожаловать в Лондон!». Дети «летели» в самолёте, в пути беседуя со стюардессой о стране, о городе, куда они летят. Потом они проходили таможенный контроль, заполняли декларацию. Уже в городе они ходили по магазинам, разговаривали с прохожими, как пройти туда-то, посетили справочное бюро. На уроке я использовала все материалы, привезённые из Лондона: сувениры, открытки, проспекты, настоящие фунты стерлингов. Урок получился очень интересным.

Бесспорно одно, игровые технологии делают процесс обучения более увлекательным и творческим.

Проектные технологии использую как при изучении обязательной учебной программы, так и во внеурочной и воспитательной работе. Главное в этой деятельности – создание конкретным ребёнком полезного продукта. Проектный метод позволяет учителю вовлечь учеников в интересную интеллектуальную деятельность. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект – это возможность для учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований с последующим оформлением, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями и т.д. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать со справочным материалом. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль. Проектом являются сценарии школьных вечеров и праздников, разработанных и проведённых мною.

Работу над проектом я провожу поэтапно:

1.Подготовительный этап – определение тем проектов и формулировка проблемы. Задача учителя – раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению, чтобы наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые необходимо осветить в проекте.

2.Основной этап – ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, с аутентичным материалом; выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах; формирование групп и распределение заданий в группах. Здесь же происходит контроль с моей стороны, внесение дополнений и исправлений. Работа ведётся как на отдельных уроках, так и дома, самостоятельно.

3.Завершающий этап – оформление проекта в виде коллажа, плаката, путеводителя; презентация и защита проектов; обсуждение результатов,  подведение итогов работы и практическое использование проектов.

Я работаю по учебникам SPOTLIGHT программа, которого предусматривает выполнение проектов, начиная уже с 2 класса. Конечно, сначала это небольшие по объёму работы, но от класса к классу они усложняются. Это так называемые программные проекты. Среди самых удачных я хочу назвать такие: The person I admire (7 кл.). Famous people (6-7 кл.)  Sochi  (7кл.) Animals in danger (8 кл.) My family (4 кл.)  My day (4 кл)  Theme parks (7 кл.)

В настоящее время все больше и больше учащихся при защите своих проектов отдают предпочтение презентациям  в Microsoft Power Point.Они очень удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, анимацию, графики, таблицы, музыкальное сопровождение.

Очень интересным было проведение внеклассного мероприятия  с использованием ИКТ «Круиз по Черному морю»  Это мероприятие было разработано как обобщающее мероприятие по темам  «Путешествие», «Защита окружающей среды» с учетом межпредметных связей (география, Кубановедение, информатика, иностранные языки), что позволило представить целостную картину изучаемого явления. В ходе мероприятия использовались современные образовательные технологии: проектная, информационно-коммуникационная. Актуальность мероприятия заключалось в том, что оно формировало  у учащихся толерантность через знакомство с культурами стран Причерноморья.

Готовясь к олимпиадам, экзаменам, научно-практическим конференциям, школьники активно используют информационные ресурсы - справочную, научную литературу, разнообразные печатные издания, просматривают видеофильмы, используют ресурсы Интернета для подготовки докладов, оформления исследовательских работ. Сеть Интернета позволяет нам  быстро получать недостающую информацию  как для урочной, так и для внеурочной и внеклассной деятельности. Считаю, что использование этих  средств делает процесс обучения ещё более интересным и современным.

Имея  аудио и видеотеку практически ко всем темам курса,   по возможности стараюсь их использовать на уроках и проводимых вечерах. Кассеты и диски к учебникам Spotlight 2-7 класс, Link 8 класс и Enterprise 10-11 классы   дают возможность слушать настоящую английскую речь, что делает процесс обучения более интересным. Благодаря видеофильмам о стране изучаемого языка, приобретённым в результате поездки в Англию  дети узнают о всех сторонах жизни англичан: о праздниках и обычаях, об образовании и отдыхе, о спорте,  музыке и о многом другом.

Многие дети дома имеют компьютеры с выходом в Интернет.  Это хорошая возможность для индивидуализации обучения, для интенсификации самостоятельной работы учащихся, для повышения познавательной активности и мотивации.Учащиеся  пользуются компьютером при выполнении проектных работ,  а Интернет им нужен для получения дополнительной информации. Что касается лично меня, то я часто прибегаю к помощи Интернета, чтобы добытый  материал  включить в содержание урока и  для своего саморазвития. На уроке мы с учениками обсуждаем дополнительный материал, используем его для монологических или диалогических высказываний, участвуем в написании сочинений и рефератов, знакомимся с новыми культуроведческими знаниями.

Использование на уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая схема, грамматическая таблица, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным.

Я провела опрос среди учащихся моих групп. Меня интересовали мнения ребят по следующим вопросам.

1. Важно ли применение ИКТ на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельной работы?  Все  ребята дали  положительный ответ.

2. Что дает применение ИКТ?

Самыми распространенными были ответы:

Способствует запоминанию

Дает дополнительную информацию

Делает урок более интересным

Привлекает внимание

Реализует возможности и развивает творчество.

Из этих ответов следует насколько важно и необходимо использование информационных технологий для обучения, развития и воспитания  современного ученика.

В заключении хочется подчеркнуть, что современность предъявляет все более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Особенно это становится актуальным в преддверии подготовки к Олимпийским играм, которые пройдут в Сочи. Объемы информации растут, и часто  рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Однако, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение и контроль. Но  использование компьютера позволяет не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
4 Нягань • 18:07, 21.06.2011
Согласна, что нестандартные уроки и уроки с использование компьютерных технологий делают урок более увлекательным и творческим процессом, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Дети с удовольствием делают слайд-презентации. Но создание нестандартного урока - это большой труд. Предлагаю создать копилку нестандартных уроков.
[Материал]
avatar
3 [Материал] Наталья • 18:22, 23.11.2010
Спасибо!
[Материал]
avatar
2 pizza • 17:31, 27.06.2010
Да конечно можно, сначало я хочу Вам послать урок по теме: "Знаменитые телевизионные семьи", которые я проводила в 5 классе, был использован учебник Spotlight и интернет ресурсы.
Урок получился интересным, ученики показывали собственные презентации о своих семьях.
[Материал]
Ответ:Публикация на сайте: http://pedsovet.su/load/0-0-0-0-1
Буду ждать.
avatar
Спасибо за статью.

>> В старших классах и игры становятся серьёзнее: игры-конкурсы «Brain-ring», «Слабое звено». Сюда же можно отнести нестандартные формы уроков: «КВН», «Урок-путешествие», «Урок-конференция» и многие другие.

Можно ли посмотреть разработки таких уроков?

[Материал]