Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования

Внеурочная деятельность особенно важна для одаренных детей

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Школа после уроков – это мир творчества,
проявления и раскрытия каждым ребенком
своих интересов, своих увлечений, своего «я»

Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Особенно важной внеклассная работа может стать для одаренных детей, которым она дает дополнительные возможности для самореализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  •  игровая;
  •  познавательная;
  •  проблемно-ценностное общение;
  •  досугово-развлекательная деятельность;
  •  художественное творчество;
  •  трудовая (производственная) деятельность;
  •  спортивно-оздоровительная деятельность.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Кружковая работа в школе

Мы в начальной школе проводим внеурочную деятельность, по разным направлениям используя оптимизационную модель.

Она предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, педагог-психолог, учитель физкультуры).

В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.
Духовно-нравственное направление реализуется через кружок «Краеведение Подмосковья» и «Познай себя».

В основе кружка «Познай себя» лежит программа О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4класс)». Основная цель занятий - помочь младшему школьнику научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Базовыми формами проведения занятий являются ролевые игры, рефлексивные технологии, беседы с элементами тренингов.

Основными задачами кружка «Краеведения Подмосковья», являются: создание деятельного коллектива единомышленников, знающих и любящих свой край, уважающих славное прошлое народа, умеющих ценить и понимать настоящее.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Умники и умницы» и «Инфознайка».

В основе кружка «Юным умникам и умницам» лежит программа О.А Холодовой «Юным умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая позволяет успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов, помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

В основе школьного компьютерного кружка «Инфознайка» лежит программа «Информатика и ИКТ» А. В. Горячева. Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по утверждениям психологов основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера как инструмента информационной деятельности подводит школьников к изучению таких тем как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации.

Общекультурное направление реализуется через кружки «Умелые ручки», «Весёлые нотки», «Этикет».

Основной целью кружка «Этикет» является повышение уровня культуры речевого поведения, умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь)

Программа кружка «Умелые ручки» предусматривает развитие у детей нестандартного мышления, творческой индивидуальности, развитие мелкой моторики рук.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов.

Во время занятий в хоровой студии «Весёлые нотки» у учащихся формируется устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они приобщаются к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового искусства.

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования и кружка «Игры народов мира».

Вывод: В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.

Список литературы:

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
3. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
4. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
5. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010г.
 

Плохотникова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №5 г .о. Железнодорожный М.О

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса3634 • 12:00, 03.12.2014
Хорошая статья. Внеурочная деятельность должна быть организована в каждой школе, чтобы дети могли заниматься любимым делом, чтоб они развивались не односторонне, чтобы могли раскрывать свои таланты не только в научной деятельности, но и в сфере искусства. Это повысит заинтересованность в обучении среди детей.