Моя педагогическая философия


Передо мною чистый лист бумаги. В голове множество вопросов. Пытаюсь понять себя, проанализировать свою деятельность и ответить на вопрос: "Как я стала учителем? Как обрела свой путь? Какова моя педагогическая философия?"

Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
А.С. Макаренко

Помню себя пятилетней девочкой, с большими бантами в горох и в домашнем оранжевом халатике. В руке указка, и я пишу мелом на коричневой маленькой доске (лучшем подарке детства). Я счастлива! Я люблю свою игру, потому что в ней я — учитель! Я, как и моя мама, учитель русского языка и литературы, пишу мелом и объясняю тему самым лучшим и любимым ученикам — моим куклам.

Время шло… Пятилетняя девочка с бантами в горох выросла и, не раздумывая, поступила в педагогический университет. Пять лет учебы пролетели как один миг. Мне был выдан диплом об окончании Новосибирского государственного педагогического университета, присуждена квалификация учитель русского языка и литературы. Мечта детства сбылась!

Первый урок... С волнением захожу в класс. Пишу мелом на настоящей школьной доске. И уже учу не кукол, а самых лучших и любимых учеников. Именно лучших и любимых! С первых дней я стремилась не только давать знания и расширять кругозор учеников, но и (что гораздо важнее) завоевать авторитет у учеников и их признание. А это возможно только при искреннем общении, взаимном уважении и доверии. Я хорошо понимала, что каждый из них по-своему уникален и неповторим и абсолютно каждый для меня, пусть и маленький, но Человек.

Слова Л.Н. Толстого о том, что "только один есть путь, одно средство жить с радостью, это — не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить и гореть" давно стали моим жизненным ориентиром. И каждый новый рабочий день я спешу к детям. Я здороваюсь с каждым из них, стараюсь найти время поговорить со всеми, порадоваться хорошим новостям, выслушать истории, где-то посочувствовать, где-то посмеяться. Для меня очень важно увидеть в каждом ребенке прежде всего личность, личность, способную познавать мир не только с помощью учителя, но и самостоятельно и, главное, применять свои знания. Но в жизни гораздо важнее не только обладать большими и глубокими знаниями, но и уметь общаться, правильно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, реализовывать свои возможности. Я стремлюсь не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей. Не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу, не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть препятствие, вовремя подставив плечо. Следовательно, моя философия как педагога заключается в воспитании образованной личности, стремящейся познать социально-значимые ценности и умеющей воплотить их в общественно-полезные действия.

Каким должен быть педагог, который может воспитать личность?

Несомненно, это человек, который сам реализовался как личность.  А.В. Сухомлинский утверждал, что слово учителя приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда действует сила личного примера, когда все другие воспитательные средства проникнуты нравственной чистотой и благородством.

Интересуюсь тем, что меня окружает, не стесняюсь спросить у ребят о новых музыкальных группах, технологиях, реагирую на меняющиеся условия сегодняшнего мира. Хочу, чтобы они видели во мне не только учителя и классного руководителя, но и человека, которому интересно быть с ними, жить их жизнью, наблюдать их личностный рост.

Как и любого человека, меня волнует многое и помимо моей работы. Я люблю спорт, люблю танцевать и петь, люблю театр, хорошее кино, здоровый юмор. У меня прекрасная семья, которой я очень дорожу.

Листы исписаны. На душе приятно, от того, что многое вспомнилось. Просматривая фотографии учеников, вспомнила о многих и о многом... Все ли было легко и просто? Конечно, нет. Но как я была счастлива, когда еще одной человеческой бедой было меньше (или просто небольшой проблемой), когда глаза маленько ребенка начинали светиться от счастья. Понимала ли это пятилетняя девочка в бантах в горох? Нет. Но желание отдавать другим тепло своей души у нее уже было.

От приятных воспоминаний в реальный мир меня вернули слова моей дочери, играющей в куклы у моего стола. Уютно расположившись на полу, Вика учит их: задает вопросы, сама на них отвечает и оценивает. "Пааавильно", — звучит ее звонкий голосок. Я улыбаюсь...

Схожие материалы:

Фото: Екатерина Афанасьичева, г. Нижний Новгород.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Newyear • 12:11, 04.06.2014
Спасибо, Инна Александровна!
Очень необычно построено эссэ. Прочитала Ваше эссэ, и не только Ваше. Казалось бы, что все пишут об одном и том же, ведь пишут о школе, работе, учениках, но все сочинения разные. Ваше- поразило меня глубиной рассуждений, искренностью.
avatar
1 Имя * • 18:32, 27.05.2014
Здравствуйте! В начале своего эссе Вы так восторженно вспоминали о девочке в "гороховых" бантах, а потом без предупреждения переходите на казенный слог: "Я стремлюсь не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей. Следовательно, моя философия как педагога заключается в воспитании образованной личности, стремящейся познать социально-значимые ценности и умеющей воплотить их в общественно-полезные действия". Жуть, какая длиннота, и в ней нет и намека на светлое прошлое в горошек. В конце эссе Вы пасторально написали о дочке, которая тоже грезит стать учителем. Вы уж ей расскажите, что хороший современный учитель не задает вопросы, а ждет, когда их задаст себе ученик, тем более не отвечает сам на поставленные вопросы, а терпеливо ждет, когда ученик сможет на них ответить САМ. И даже оценивать свою работу на уроках современные ученики могут сами. Если их научит этому учитель. Успехов Вам!
avatar
3 NePsix • 18:27, 26.06.2014
Вы уверены, что маленькому ребенку непременно нужно рассказывать об особенностях преподавания по ФГОС? То есть можно, конечно, но куклы от этого не начнут разговаривать, этак можно очень долго прождать. Насчет некоторого разнобоя в стилистике соглашусь, но вот попытки буквальной трактовки мелочей меня немного удивляют. А автору - успехов, в этом я Вас полностью поддерживаю!