Вот несколько историй, до боли знакомых многим педагогам и родителям.
«Я не хотел получить «двойку»
Ученик 5 класса Артем не появлялся в школе три дня. Классный руководитель спросила у его друга Ивана, что с Артемом. Иван сказал, что Артем болеет. На всякий случай, учитель уточнила информацию у родителей. Те удивились и ответили, что мальчик ходит на учебу каждый день и возвращается в положенное время. Когда прямой вопрос был задан Артему, он признался, что вместо школы гуляет. «Мы должны были писать контрольную по математике. Я не хотел получить «двойку», — пояснил он.
«Там не интересно»
Восьмиклассник Антон учился очень хорошо, выступал на городских школьных олимпиадах по математике и информатике. Вдруг часто стал пропускать школу без уважительной причины, пропадать в местном компьютерном клубе.
По признанию родителей, сын изменился: начал грубить, раздражаться по пустякам, вечером допоздна засиживается у компьютера.
Сначала они сами поддерживали увлечение Антона онлайн-играми, потому что он успешно участвовал в соревнованиях, а теперь опасаются за его здоровье и успеваемость: по большинству предметов мальчик «съехал».
Изучив ситуацию, школьный психолог смогла вызвать Антона на откровенный разговор. Она спросила, почему он перестал уделять внимание школе. «Там не интересно», — просто ответил тот.
«Меня учитель на уроки не пускает»
Дмитрий регулярно стал пропускать уроки русского языка и литературы в 6 классе. Учитель сообщила об этом классному руководителю, та — матери мальчика.
Дима учился слабо, и каждый прогул снижал его шансы закончить год с положительными оценками. Поговорив с сыном, мама возмутилась: мальчик сообщил, что его не пускает на уроки учитель!
Собрали малый педсовет. Был приглашен учитель, которому в присутствии Дмитрия и его мамы был задан вопрос, по какой причине мальчик пропускает его уроки. В ответ недоумение. Тот же вопрос мальчику.
Дима признался, что солгал матери: школу он прогуливал по собственной инициативе и вместо уроков курил с друзьями в парке.
Кто в группе риска?
В группе риска по прогулам дети, имеющие следующие проблемы:
- страх получить плохую оценку
- отсутствие авторитета у одноклассников и желание «стать своим» у неформальных лидеров
- наличие вредных привычек, пристрастие к наркотикам (Читайте также: Как узнать, что ребенок принимает наркотики, курит?)
- отсутствие интереса к учебным предметам и мотивации к получению знаний
- предпочтение участия в мероприятиях, которые в шкале ценностей ребенка стоят выше уроков: соревнованиях, клубах по интересам и т.д.
- трудности в освоении отдельных предметов
- отставание в силу более низких, чем у сверстников, способностей к обучению
- конфликт с учителем или одноклассниками
- травля одноклассников
- боязнь не оправдать завышенные ожидания родителей
- вседозволенность
Как предвидеть проблему прогулов?
У ребенка, имеющего склонность к прогулам, есть особенности поведения, отследив которые, можно предотвратить пропуски занятий:
- с утра, перед школой, у него плохое настроение
- он постоянно негативно отзывается об одноклассниках, учителях
- старается дистанцироваться ото всех, в том числе от родителей
- ребенок неохотно делает уроки, садится за них поздно вечером, к домашним заданиям подходит формально
- от него часто можно услышать просьбу не посещать школу в понедельник или в пятницу/ субботу
- жалуется на частые головные боли или боли в животе
- нарушен сон
- он скрытен, иногда от него пахнет сигаретами, в некоторых случаях вы наблюдаете нарушения координации движений
- ребенок стремится в «плохую» компанию, в которую входят дети с отклонениями в поведении
Если вы заметили один или несколько признаков-предвестников, срочно принимайте меры по предотвращению прогулов, причем комплексно: семья и школа должны работать с проблемой сообща.
Как бороться с прогулами школьников?
Единственный способ решения проблемы прогулов — построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните не с порицания и запугивания, а с откровенного разговора о мотивах его поступков.
Проблема |
Способ решения |
Конфликт с учителем, сложности в освоении предмета |
|
Не находит общего языка с одноклассниками |
|
Есть подозрение, что ребенок курит или принимает наркотические вещества |
|
Ребенок связался с «плохой» компанией |
|
* Нет смысла переводить ребенка в другую школу: если ему трудно ладить с людьми, то эта проблема будет «кочевать» вместе с ним. Гораздо правильнее помочь ему справиться с ней с помощью всех заинтересованных сторон: семьи и школы. Только так можно искоренить прогулы школьников.
Фото: Марина Учеватова.
Читайте также:
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.